[Школа рисования ]
Главная » Статьи » Уроки » Уроки по книге

Урок №6.1 «Немного теории: Что такое негативные пространства? Как выбрать базовую единицу?»

В этом уроке мы рассмотрим следующий составной навык рисования — восприятие негативных пространств. Новые навыки восприятия и рисования сложных контуров помогут вам рисовать края негативных пространств.

Упражнение, которое будет предложено вашему вниманию, одних учеников напрягает, а другим приносит радость. Вообще требование рассматривать негативные пространства может показаться вам эксцентричной прихотью. В каком-то смысле я прошу вас увидеть то, чего нет. Людям, воспитанным в условиях нашей культуры, осознать важность пустых пространств не так-то легко. Наша культура объективна в том смысле, что фокусирует все внимание на объектах, а не на промежутках между ними. Цель, которую я преследую в этой главе, — показать вам «реальность» пространств и научить видеть их по-новому.

Кроме того, в данной главе вы научитесь определять и использовать «базовые единицы», помогающие правильно определить размеры первой рисуемой вами фигуры. А еще мы углубимся в тонкости светотени, работая на тонированной поверхности бумаги.

 

Давайте еще раз вспомним пять базовых навыков рисования. Это навыки восприятия:

  • Краев (линий контурного рисунка)
  • Пространств (негативных)
  • Соотношений (пропорций и перспективы)
  • Света и тени
  • Гештальта (целостной сущности объекта)

 

Что такое негативные пространства и позитивные формы?

В изобразительном искусстве традиционно используются термины «негативные пространства» и «позитивные формы». К примеру, на представленных ниже рисунках снежного барана фигура животного представляет собой позитивную форму, а небо и земля — негативные пространства.

 



 

Прилагательное «негативное» в словосочетании «негативное пространство» выбрано несколько неудачно, поскольку зачастую воспринимается с негативным же смысловым оттенком. Найти более приемлемый термин трудно, поэтому будем использовать общепринятый. Термины «негативные пространства» и «позитивные формы» обладают тем достоинством, что легко запоминаются и очень широко применяются художниками-дизайнерами. Главная идея заключается в том, что негативные пространства так же важны, как и позитивные формы. А для человека, который только учится рисовать, даже еще важнее!

 

Почему так важно научиться видеть и рисовать негативные пространства?

Когда человек, еще только осваивающий искусство рисования, пытается изобразить кресло, проблема в том, что он слишком много знает о креслах в смысле Л-режима. Например, сиденье должно быть достаточно большим, чтобы на нем мог уместиться человек; все четыре ножки кресла обычно имеют одинаковую длину; через четыре нижние точки ножек можно провести плоскость и т. д. Эти знания не только не помогают нарисовать кресло, но даже очень мешают. Дело в том, что, когда вы смотрите на кресло под разными углами, получаемая визуальная информация может не соответствовать тому, что мы знаем о креслах.

Визуально — то есть как оно видится на картинной плоскости — сиденье кресла может казаться узкой полоской, на которую едва ли можно сесть. Может казаться, что ножки имеют разную длину. Изгиб спинки может выглядеть совсем не таким, каким «должен быть» (см. рис.).

 


Что же делать? Отвечаю: не рисуйте кресло вообще. Рисуйте пространства кресла.

Почему использование негативных пространств облегчает процесс рисования? Думаю, это связано с тем, что в вербальном смысле о пространствах мы не знаем ничего. Поскольку в вашей памяти нет заранее заложенных символов для обозначения формы пустых пространств, вы четко видите их такими, какие они есть, и можете правильно нарисовать. Кроме того, фокусируясь на негативных пространствах, вы вынуждаете Л-режим отказаться от выполнения поставленной задачи. Сначала он пробует протестовать: «Зачем смотреть в пустоту? Я не могу иметь дело с пустотой! У меня нет для нее названий. Это совершенно бесполезно...», но вскоре беспомощно замолчит — нам это и нужно.

 

Аналогия, проясняющая концепцию негативных пространств

На рисунке негативные формы-пространства реальны. Они не просто пустой «воздух».

Разобраться в этом нам поможет следующая аналогия. Представьте, что вы смотрите мультфильм про Багза Банни. Вообразите, как этот кролик мчится на всех парах по коридору, в конце которого закрытая дверь. Он пробивает дверь, и в ней остается дыра в форме Багза Банни. То, что осталось от двери, и есть негативное пространство. Заметим, что дверь имеет внешний край («формат»). Этот край является внешним краем негативной формы-пространства. В этой аналогии дыра, образовавшаяся в двери, представляет собой «исчезнувшую» позитивную форму (Багз Банни).

Теперь возьмите один из видоискателей и посмотрите через него на какой-нибудь стул. Закройте один глаз и двигайте видоискатель взад-вперед, выбирая наилучшую композицию. Выбрав композицию, которая вам нравится, держите видоискатель совершенно неподвижно. Теперь, сосредоточив взгляд на каком-нибудь пространстве внутри стула, например на пространстве между двумя перекладинами спинки, представьте, что стул вдруг магическим образом растворился в воздухе и — как Багз Банни — оставил после себя одни лишь негативные пространства: то, на которое вы смотрите, и все остальные. Эти пространства вполне реальны. Каждое из них имеет определенную форму, как и остаток двери вокруг дырки. Эти негативные формы-пространства вам и предстоит рисовать — именно их, а вовсе не стул.

Зачем? Вспомните наше определение краев: всякий край является общим краем двух соприкасающихся вещей. Негативные пространства имеют общие края со стулом (ныне отсутствующим). Если вы рисуете контуры пространств, то одновременно рисуете и стул, потому что контуры пространств и стула совпадают. И стул у вас получится как надо, потому что вы способны правильно видеть и рисовать пространства. (см. рис.)

 

Говоря техническим языком, цельная картина, вся совокупность позитивных форм и негативных форм-пространств называется композицией. Художник располагает формы и пространства в границах формата в соответствии с определенными правилами, называемыми «принципами искусства».

Единство — самый важный принцип искусства.

Если негативным пространствам и позитивным формам придавать равное значение, все части рисунка кажутся интересными и взаимодействуют друг с другом, создавая единый образ. Если же сосредоточиться почти целиком на позитивных формах, рисунок может получиться неинтересным и разъединенным — даже скучным, как бы красиво вы ни изобразили позитивные формы. То повышенное внимание, которое мы уделяем здесь негативным пространствам, поможет вам создавать композиционно цельные и прекрасные произведения искусства.

Преподаватели изобразительного искусства часто прилагают много усилий к тому, чтобы научить учеников правилам композиции, но было замечено, что, если учащиеся уделяют достаточно внимания негативным пространствам, многие композиционные проблемы решаются сами собой.

 

Определение композиции

В рисовании термин «композиция» означает способ, в соответствии с которым художник объединяет компоненты рисунка. Некоторыми ключевыми компонентами композиции являются позитивные формы (фигуры, очертания объектов, например предметов или людей), негативные формы (пустые пространства) и формат (относительная длина и ширина граничных краев поверхности). Таким образом, создавая рисунок, художник размещает внутри формата дополняющие друг друга позитивные и негативные формы.

Формат предопределяет композицию. Иными словами, форма поверхности рисунка (обычно прямоугольный лист бумаги) во многом влияет на то, как художник распределяет фигуры и пустые пространства внутри границ этой поверхности. Чтобы прояснить этот вопрос, воспользуйтесь способностью П-режима вообразить дерево, скажем, вяз или сосну. Теперь разместите одно и то же дерево в каждом из форматов, показанных на рисунке.

 

Вы обнаружите, что вам приходится изменять для каждого формата форму дерева и пространств вокруг него. Проверьте это, помещая одно и то же дерево в разные форматы. Вы увидите, что форма, подходящая для одного формата, совершенно не годится для другого.

Опытные художники четко понимают значение формы формата. Начинающие, однако, удивительно беспечны в отношении границ бумаги. Поскольку их внимание направлено почти исключительно на предметы или людей, которых они рисуют, края бумаги им, по-видимому, представляются почти несуществующими, как безграничное реальное пространство, которым окружены объекты.

Такое безразличие к краям листа бумаги, которые ограничивают негативные и позитивные формы, вызывает проблемы с композицией почти у всех новичков в изобразительном искусстве. И наиболее серьезной проблемой является неспособность гармонично соединить два основных компонента — пустые пространства и фигуры.

Маленькие дети очень хорошо улавливают значение формата. Осознание ими ограничений формата определяет то, как они распределяют фигуры и пустые пространства, и им часто удается создавать почти безупречные композиции.

К сожалению, когда дети приближаются к подростковому возрасту, эта способность пропадает, возможно, по причине все большего господства левого полушария с его склонностью к узнаванию, наименованию и обобщению объектов. Концентрация на объектах, кажется, вытесняет в ребенке более целостное восприятие мира, при котором значение имеет все, включая пустые пространства неба, земли и воздуха. Обычно требуются годы обучения, чтобы передать учащимся присущую опытным художникам убежденность в том, что пустые пространства, ограниченные форматом, требуют такого же пристального внимания и заботы, как и позитивные формы. В своих рисунках новички уделяют все внимание предметам или людям и только потом пытаются как-то «заполнить фон». Сейчас вам, может быть, трудно поверить в то, что, если сосредоточить внимание на пустых пространствах, позитивные формы позаботятся о себе сами.

 

Подводя итог, отметим, что негативные пространства выполняют две важные функции:

1. Негативные пространства облегчают рисование «трудных» объектов, в частности ракурсных форм, особо сложных форм или форм, которые выглядят не так, как «должны» выглядеть согласно нашим знаниям о них. Хорошим примером этого являются рисунки кресел на полях и рога снежного барана.

2. Упор на негативные пространства позволяет добиться композиционного единства рисунка, а также — самое главное — улучшает ваши навыки восприятия.

Идея о том, что сосредоточение на пространствах, окружающих объекты, облегчает рисование самих объектов, идет вразрез с интуитивными представлениями — противоречит здравому смыслу. Но это всего лишь очередной парадокс рисования, помогающий понять, почему самостоятельно учиться рисованию так трудно. Дело в том, что многие стратегии рисования (в том числе использование негативных пространств) никогда не пришли бы вам на «левый ум».

Наш следующий подготовительный шаг — введение понятия базовой единицы. Что это такое и как это помогает рисовать?

 

Выбор базовой единицы

Глядя на законченный рисунок, студенты, которые еще только начинают постигать искусство рисования, часто недоумевают, как художник определяет, с чего начинать работу. Это одна из самых серьезных проблем, которая не дает ученикам покоя. Они спрашивают: «Когда я выбрал, что мне рисовать, как определить, с какого места лучше начать?» или «А что, если начальная форма окажется слишком большой или слишком маленькой?» Использование базовой единицы в самом начале работы помогает ответить на оба эти вопроса и позволяет уместить в формате рисунка композицию, которую вы так тщательно выбирали перед началом работы.



Я (Бетти Эдвардс) много лет учу людей рисовать, и мне постоянно не хватало слов, чтобы объяснить им, с чего следует начинать рисунок. Наконец мне и моим инструкторам удалось разработать метод, который помогает объяснить ученикам, с чего начинает рисовать опытный художник. Для этого нам пришлось, обратиться на самих себя — внимательно присмотреться к тому, что мы сами делаем, начиная рисовать, — а потом разобраться, как лучше объяснить студентам этот, по существу невербальный, стремительный и автоматически выполняемый процесс. Я дала этому методу название «выбор базовой единицы». Базовая единица становится ключом к композиции: пропорции между всеми элементами выбранной композиции определяются в сравнении с этой единицей.

 

Определение базовой единицы

Что все части композиции (негативные пространства и позитивные формы) связаны определенными соотношениями и ограничены внешними рамками формата: художник не вправе менять пропорции, Вы, конечно же, понимаете, что, если изменить одну часть рисунка, обязательно придется менять и что-нибудь еще. Я уже показывала вам детскую составную картинку для иллюстрации важной концепции общих краев. Здесь я воспользуюсь ею еще раз — для иллюстрации базовой единицы (см. рис.).

 

Базовая единица — это первоначальная форма, исходная единица, которую вы можете выбрать среди элементов рассматриваемой через видоискатель сцены (лодки на воде). Вам нужно выбрать базовую единицу среднего размера — не очень маленькую и не очень большую относительно всего формата. В данном примере вы можете выбрать прямой край паруса. Базовая единица может представлять собой целую фигуру (например, окно) или просто часть контура между двумя выбранными точками (например, верхний край окна). Выбор зависит от того, какой элемент композиции легче всего и удобнее всего использовать в качестве базовой единицы пропорции.

Итак, на рисунке с лодкой я бы выбрала в качестве базовой единицы прямой край.

Когда базовая единица выбрана, все остальные размеры определяются пропорционально ей. Базовая единица — это именно единица измерения. Теперь вы можете спросить себя: «Какова длина лодки по отношению к базовой единице, вертикальному краю паруса?» (Прикладывая к рисунку карандаш, измеряем: единица с третью.) «Какова ширина паруса по отношению к базовой единице?» (Две трети единицы.) «На каком расстоянии от нижнего края формата находится линия горизонта (граница между небом и землей)?» (Единица с четвертью.) Обратите внимание, что для измерения любых пропорций вы возвращаетесь к базовой единице, измеряете ее величину карандашом, а потом сравниваете с размерами других элементов композиции.Уверена, что вы поняли логику этого метода и сможете пользоваться им для соблюдения пропорций в процессе рисования.

Пока я вам объясняю, как находить базовую единицу и как пользоваться ею, этот метод поначалу может казаться несколько утомительным и механичным. Но он позволяет решать многие проблемы, в том числе композиционные проблемы и проблемы сохранения пропорций, и очень скоро дойдет у вас до автоматизма. Данным методом пользуются большинство опытных художников, но они делают это настолько быстро, что любой сторонний наблюдатель решит, что художник «просто начинает рисовать» без всякой подготовки.

Процесс отыскания базовой единицы происходит у опытных художников почти на бессознательном уровне.

Впоследствии вы тоже будете очень быстро отыскивать эти исходные формы, или базовые единицы, или единицы измерения — как вы ни решите потом их называть. А кто-то, наблюдая за вами, будет думать, что вы просто «берете и рисуете».

 

Выходим на старт

Надеюсь, скоро вы научитесь быстро выбирать базовую единицу, которая помогает создать хорошую композицию. Полагаю, что вы уже ухватили логику начального этапа рисования, но позвольте мне еще раз изложить ее на словах.

Когда ученики осваивают первые уроки рисования, им не терпится поскорее приступить к непосредственной работе, и они начинают рисовать какой-нибудь объект из композиции, совершенно не задумываясь о его размерах относительно размеров формата.

От размера первой нарисованной вами фигуры зависят размеры всех остальных фигур на будущем рисунке. Если первая форма вышла слишком маленькой или слишком большой, конечный рисунок может иметь композицию, полностью отличающуюся от той, какую вы намеревались изобразить.

Студентов это сильно огорчает, потому что часто получается, что как раз «самое интересное» не умещается на листе. А все из-за того, что первая форма была нарисована слишком крупно. И наоборот, если первая форма получилась слишком маленькой, приходится включать в формат рисунка многое из того, что никакого интереса не представляет, — просто чтобы заполнить место.

Рекомендуемый мной метод выбора правильного размера первой фигуры (базовой единицы) позволяет избежать всех этих проблем и с течением времени становится автоматическим. Позже, когда вы откажетесь от всех вспомогательных инструментов — видоискателей и пластиковой картинной плоскости, — грубое подобие видоискателя вы будете строить при помощи рук, как показано на рисунке, и по-прежнему сможете правильно выбирать размер первоначальной фигуры (которую мы на занятиях называем базовой единицей) для выбранной композиции.




Продолжить обучение рисованию

 



Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4193188/
Категория: Уроки по книге | Добавил: Alex (14 Июн 2009)
Просмотров: 11418 | Комментарии: 7 | Теги: задания, Обучение рисованию, уроки | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 7
7 anna  
Еще мы смотрели, когда вся Артания закончилась и сессию разгребли "Анализируй....." о том. как врач победил мафию. Я хохотала (хорошо, что соседи все уехали) над ....(больным). и главный прорыв ЕМУ ПРОСТО ДАЛИ РОТ РАСКРЫТЬ, как мне на выставке. Когда это кончится?

biggrin artist clap


6 anna  
У меня в нижнем прямоугольнике просто встали сосны по четыре штуки в ряд

5 anna  
У нас сын, когда я загрузила какую-то основу презнт про Артанию включил Бегс энд Банни . Чуть не умерла - от смеха все свело

biggrin biggrin biggrin


3 Alex  
Точно, сам немного сражен... не думал, что вот такими простыми приемами можно так хорошо рисовать... surprised
Но задания сложные... терпение и труд... рисовать раз, второй, третий... пока не получится!!!

4 Helga  
Согласна!!! На сто! smile

1 Sako  
похоже на мои ворота с машиной?рисовала машину а увидела в общем то ворота....

2 Helga  
biggrin да уж!!! biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]