[Школа рисования ]
Главная » Статьи » Уроки » Уроки по книге

Урок №6.2 «Рисуем стул через негативные пространства»

Что вам понадобится

  • Видоискатель с большим отверстием
  • Картинная плоскость
  • Маркер (или фломастер)
  • Несколько листов бумаги
  • Доска для рисования
  • Заточенные карандаши
  • Резинка
  • Графитовый мелок и несколько бумажных салфеток
  • Не меньше часа времени

 

Подготовка к рисованию

Вам нужно будет выполнить несколько подготовительных действий, поэтому прочтите инструкции, прежде чем начнете что-либо делать. Ниже перечислены приготовления к любому рисованию, которые будут занимать у вас считанные минуты.

• Выберите формат и начертите его на листе бумаги.

• Тонируйте бумагу, если предпочитаете работать на тонированной бумаге.

• Начертите координатные оси.

• Определитесь с композицией.

• Выберите базовую единицу.

• Нарисуйте фломастером базовую единицу на картинной плоскости.

• Перенесите базовую единицу на бумагу.

• Теперь начинайте рисовать.

 

Сейчас я подробно опишу каждый этап.

1. В качестве первого шага начертите на бумаге формат. Для рисования стула через негативные пространства в качестве формата используйте наружный край видоискателя или пластиковой картинной плоскости. Ваш рисунок будет больше отверстия видоискателя. Соответственно, и бумага должна быть подходящего размера – больше видоискателя.

2. Второй шаг — тонирование бумаги. Обязательно подложите под бумагу еще несколько листов, чтобы было мягче. Очень легко натирайте бумагу графитовым мелком, оставаясь в рамках формата.

3. Покрыв бумагу тонким слоем графита, начинайте втирать графит в бумагу бумажными салфетками. Втирайте графит круговыми движениями, оказывая равномерное давление в пределах всего формата. Вам нужно получить очень ровный серебристый тон.

4. Теперь тонкими линиями начертите на тонированной бумаге горизонтальную и вертикальную оси. Линии должны пересекаться в центре точно так же, как на вашей пластиковой картинной плоскости. В связи с этим можете использовать картинную плоскость, чтобы отметить, где должны располагаться оси на бумаге. Предостережение: оси не должны быть слишком жирными. Они играют лишь вспомогательную роль, и потом вы сможете их убрать.

 


 

5. Далее выберите стул, который будете рисовать. Сгодится любой — офисный стул, обычный стул с прямой спинкой, табурет, кресло с подлокотниками, что угодно. Хорошо бы нарисовать кресло-качалку, или кресло с гнутыми ножками и спинкой, или что-то еще столь же сложное и интересное. Но, повторюсь, в принципе, подходит любой стул.

6. Разместите стул на сравнительно простом фоне, например в углу комнаты или у стены рядом с дверью. Можно взять в качестве фона и просто голую стену — выбирайте сами. Если поставить рядом лампу, стул будет отбрасывать на стену или пол красивую тень, которая тоже может стать частью вашей композиции.

7. Сядьте перед стулом на расстоянии от двух с половиной до трех метров. Положите рядом с собой маркер.

8. Теперь закрепите видоискатель на прозрачной картинной плоскости и, закрыв один глаз, держите всю конструкцию перед собой и перемещайте ее взад-вперед, подбирая наилучшую композицию. (Как правило, ученики это действие выполняют хорошо. Похоже, у них есть интуитивное чувство композиции.) Если хотите, стул каким-то своими точками может касаться границ формата, чтобы максимально «заполнять пространство».

9. Держите видоискатель совершенно неподвижно. Теперь, сосредоточив взгляд на каком-нибудь пространстве внутри стула, например на пространстве между двумя перекладинами спинки, представьте, что стул вдруг магическим образом растворился в воздухе и — как Багз Банни — оставил после себя одни лишь негативные пространства. Эти пространства вполне реальны. Каждое из них имеет вполне определенную форму. Негативные формы-пространства вам и предстоит рисовать. Повторяю: вы будете рисовать не стул, а пространства.

 

Выбор «базовой единицы»

1. Когда найдете подходящую композицию, остановите видоискатель, закрепленный на картинной плоскости, в этом положении. Теперь выберите негативное пространство внутри стула, например промежуток между двумя перекладинами или стойками. Форма этого пространства должна быть, по возможности, достаточно простой, а также не слишком маленькой и не слишком большой. Вам нужна такая единица, над которой не нужно будет ломать голову, которая ясна и понятна. Вот это и есть ваша базовая единица, начальная форма, фигура отсчета — называйте как хотите. Пример отличного выбора базовой единицы приведен на рисунке ниже.

 


 

2. Закрыв один глаз, сосредоточьтесь на выбранном негативном пространстве — базовой единице. Сфокусируйте на ней все внимание, пока она не «проявится» не как пустота, а как фигура, форма. (Это всегда требует времени, возможно, из-за протеста со стороны Л-режима!)

3. Маркером аккуратно нарисуйте базовую единицу на пластиковой картинной плоскости. Эта фигура послужит началом вашего рисунка на тонированной бумаге (см. рис.).

 


 

4. Следующий шаг: перенесите базовую единицу на тонированный лист бумаги. Для правильного ее размещения используйте координатные оси в качестве ориентиров. (Это называется масштабированием).

 

Обратите внимание:

• Тонированный формат на листе бумаги больше формата отверстия видоискателя. Но хотя размеры разные, пропорции двух форматов — отношение длины к ширине — одинаковы.

• Базовая единица, нарисованная маркером на пластике, имеет ту же форму, что и фигура, нарисованная на листе бумаги, но размеры у них разные.

• Иными словами, эти два рисунка имеют разный масштаб. Перенос рисунка с изменением масштаба называется масштабированием (в сторону увеличения или уменьшения).

 

Как и в любой другой сфере деятельности, правила живописи создаются для того, чтобы художники, достигшие определенных высот опыта и сноровки, их нарушали. Однако пока вы изучаете базовые навыки рисования, пока учитесь видеть и рисовать, лучше строго придерживаться правил. Когда вы овладеете основами, вы сможете соблюдать правила настолько, наколько сочтете нужным, и нарушать их сознательно, а не по ошибке.

 

Продолжим.

Глядя на рисунок на пластике, спросите себя: «Относительно формата и осей где начинается вот этот край? Насколько он далек от этой боковой границы? От этой оси? От нижней границы?» Эти оценки позволят вам правильно нарисовать базовую единицу. Проверка должна быть тройной: фигура, нарисованная на бумаге, реальная форма пустого пространства внутри стула-модели и фигура, нарисованная на пластиковой картинной плоскости должны быть пропорционально одинаковыми.

5. Точно так же, через тройное сопоставление, проверяются все углы базовой единицы. Спросите себя: «Под каким углом эта линия наклонена относительно края формата (вертикального или горизонтального)?» Особенно полезны для оценки углов наклона базовой единицы координатные оси (горизонтальная и вертикальная). Определив угол, как вы его видите, рисуйте край пространства (и одновременно, разумеется, край стула) точно под этим углом.

6. Еще раз сравните свой рисунок базовой единицы с тем, что вы видите на реальном стуле, и с грубым наброском на картинной плоскости. Хотя масштаб во всех трех случаях разный, относительные пропорции и углы должны быть те же самые. Не пожалейте времени на правильное отображение базовой единицы. Как только первая негативная форма найдет свое место на вашем рисунке, все остальное будет соотноситься с этой исходной формой. Если в самом начале все было сделано правильно, благодаря прекрасной логике рисования в конце вы получите ту самую композицию, которую тщательно выбирали перед работой.

 

Рисование остальных негативных пространств стула

1. Не забывайте о необходимости фокусировать внимание на формах негативных пространств. Попробуйте убедить себя, что стул растворился в воздухе, что его нет, что вместо него пустота. Реальны только негативные пространства, окружающие стул. Старайтесь избегать внутренних диалогов, не спрашивайте себя, почему та или иная форма видится так, а не иначе. Рисуйте все так, как видите. Попробуйте вообще не «думать» в смысле логики Л-режима. Помните о том, что все необходимое находится у вас прямо перед глазами и нет нужды ничего придумывать. Помните также, что любую проблему можно решить, «нацелив» на объект картинную плоскость и нарисовав «трудный» участок прямо на пластике.

2. Рисуйте пустые пространства стула одно за другим, двигаясь от базовой единицы и складывая участки воедино, как пазл. Рисуя стул, вам не нужно ничего додумывать. Вообще не надо думать о стуле. И не спрашивайте, почему такой-то край пространства направлен туда-то. Просто рисуйте его таким, каким видите (см. рис.).

 

3. Опять же, если край пространства расположен под углом, спросите себя: «Какой здесь угол относительно вертикали?» И затем рисуйте линию под тем углом, какой видите.

4. Точно так же сравнивайте с горизонталью: «Каков этот угол относительно горизонтали, то есть верхней и нижней границ формата»?

5. Рисуя, старайтесь сознательно отмечать свое психическое состояние — утрату ощущения времени, прикованность внимания к изображению и удивительное чувство восхищения красотой воспринимаемых образов. Во время работы вы заметите, что негативные пространства кажутся вам увлекательными в своей необычности и сложности. Если у вас возникают затруднения в какой-либо части рисунка, напоминайте себе, что все, что вам необходимо знать для того, чтобы выполнить этот рисунок, находится перед вами и доступно вам.

6. Продолжайте работать в том же духе, определяя углы относительно горизонтали и вертикали и пропорциональные размеры негативных форм относительно друг друга. Если в процессе рисования вы разговариваете с собой, используйте только язык соотношений: «Насколько велико это пространство по сравнению с тем, что я только что нарисовал?», «Какой здесь наклон относительно горизонтали?», «Как далеко тянется это пространство относительно всей границы формата?» Очень скоро вы войдете в П-режим и будете рисовать «по-настоящему». Рисунок начнет казаться вам захватывающей головоломкой, части которой с такой удивительной точностью складываются воедино (см. рис.).

 


 

7. Закончив рисовать края пространств, вы можете затем немного доработать рисунок, с помощью резинки удалив избыток тона, а может быть вообще очистив от тона негативные пространства и оставив тонированным только сам стул — или наоборот (см. рис.).

 


 

Если вы видите тени от стула на полу или на стене, можете добавить их на свой рисунок, усиливая тон карандашом или, наоборот, вытирая резинкой негативные пространства вокруг теней. Можете также доработать и позитивные формы стула, добавив какие-нибудь дополнительные штрихи.

 

После того как закончили

Я уверена, что рисунок вам понравился. Одной из удивительных черт рисования негативных пространств является то, что рисунок всегда получается очень красивым, какие бы прозаические вещи вы ни рисовали — стул, венчик для взбивания яиц или обычный штопор.

Возможно, рисунки, выполненные с помощью негативных пространств, апоминают нам о реальном единстве окружающего нас мира. Чем бы это ни объяснялось, нам просто нравится смотреть на такие рисунки, не так ли?

После этого короткого урока вы начнете видеть негативные пространства повсюду. Практикуйтесь в восприятии негативных пространств в повседневной жизни и представляйте, как бы вы рисовали их. Такие психологические тренировки помогают довести навык восприятия пространств до автоматизма, чтобы он стал естественным для вас.

Напоследок приведем еще один пример полезности негативных пространств.

 

Битва знания с восприятием

Следующие два рисунка демонстрируют любопытную графическую запись этой борьбы и ее разрешения в рисунках тележки и диапроектора, выполненных одним

студентом. Выполняя первый рисунок, он испытывал большие трудности в попытке примирить свои ранее приобретенные знания о том, как должны выглядеть предметы, с тем, что он видел. Заметьте, что на рисунке все ножки тележки имеют равную длину, а для изображения колес использован символ. Когда студент переключился на рисование в П-режиме, используя видоискатель и рисуя только негативные формы, он добился куда большего успеха (см. второй рисунок). Очевидно, что визуальная информация воспринималась достаточно отчетливо; рисунок кажется уверенным, а исполнение — непринужденным.

 


 

Этот рисунок действительно был выполнен легко, потому что левое полушарие удалось обмануть и заставить замолчать. И дело совсем не в том, что зрительная информация, которая поступает в процессе созерцания пространств, а не предметов, менее сложна или сколько-нибудь более проста для рисования. Ведь пространства имеют общие с предметами края. Но, рассматривая пространства, мы освобождаем П-режим от главенства Л-режима. Иными словами, сосредоточиваясь на информации, которая не соответствует стилю работы левого полушария, мы заставляем доминирующий Л-режим отключиться, и работа передается полушарию, которое больше подходит для рисования, то есть правому полушарию. Таким образом, конфликт прекращается, и, перейдя в П-режим, мозг легко и непринужденно обрабатывает пространственную информацию.

 

Выставка всевозможных негативных пространств

Рисунки пустых пространств странным образом приятны для глаз, даже когда позитивными формами являются столь прозаические предметы, как стулья. Вероятно, причина этого состоит в том, что данный метод рисования позволяет осознать единство позитивных и негативных форм. Другой причиной может быть то, что данная методика приводит к очень интересному разделению общего пространства внутри формата. Рисунки со студенческой выставки отмечены этим очень интересным разделением пространств и фигур. Овладение умением ясно видеть с помощью рисования, несомненно, может усилить вашу способность по-новому смотреть на проблемы и видеть вещи в более отчетливой перспективе. В следующем уроке мы освоим художественный способ восприятия соотношений предметов в перспективе — этот навык пригодится вам везде, где бы вы ни пожелали его использовать.

 



 



Дополнительные задания

1.

 


 

Уинслоу Хомер (1836—1910). «Ребенок, сидящий в плетеном кресле», 1874 г.

 

Присмотритесь, как Уинслоу Хомер использовал негативные пространства, рисуя сидящего в кресле ребенка. Попробуйте скопировать этот рисунок.

 

2.


   

 

Питер Пауэл Рубенс (1577—1640). Этюды рук и ног.

 

Скопируйте этот рисунок. Сначала переверните оригинал вверх ногами и нарисуйте негативные пространства. Потом верните рисунок в нормальное положение и дорисуйте детали внутри форм. Эти искаженные ракурсом «трудные» формы рисовать легко, если сосредоточить внимание на окружающих формы пространствах.






Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4193188/
Категория: Уроки по книге | Добавил: Alex (14 Июн 2009)
Просмотров: 21172 | Комментарии: 18 | Теги: задания, Обучение рисованию, уроки | Рейтинг: 3.7/6
Всего комментариев: 181 2 »
17 Марфа  
Пока тоже - облом!

18 Sako  
угу wacko

16 Катерина  
просто рисовала не задумываясь ни над чем. вышло лучше чем когда я соблюдаю все правила.

14 Vi  
это что, и все уроки???

15 Alex  
Вполне нормальное количество... Можно и больше сделать - была бы потребность!

13 JaySu  
Срисовывание на глаз. Нужен хороший глазомер и зрение. У меня вот правый глаз плохо видит, а смотреть левым жутко неудобно. Так что я уж лучше построю стул по традиционным правилам, карандашом на бумаге, чем так вот.

12 Riva  
Не получается у меня этот урок sad
Картинную плоскость приходится держать навесу, базовый элемент в результате на ней рисуется криво, рука дрожит, посчитать скока там до линии/края очень трудно.
Плюнула пыталась нарисовать без нее. Получилась хрень аналогичная с каляками-маляками до обучения sad
Не знаю что делать(((

10 Петер  
Вся информация взята из бестселлера Бэтти Эдвардс "Откройте в себе художника"
Читайте на здоровье. :)

11 Helga  
Да все в курсе, спасибо biggrin

8 Grey  
Довольно интиресно,но вот тонирование это жесть...

9 Helga  
А вот по-мне так тонирование - это самое интересное smile

6 anna  
"...любую проблему можно решить, НАЦЕЛИВ НА ОБЪЕКТ КАРТИННУЮ ПЛОСКОСТЬ..." biggrin

7 Alex  
О! Точно сказано - главное хороший прицел! wacko

4 Mad  
Что-то я не понял - зачем рисовать таким вот странным образом?
Почему просто не взять и не нарисовать?

2 Sako  
тока от прочтения страшно делается! просто рисовать или так рисовать - две разницы. у Вас пространства разные а у меня в голове перспектива чтоб ей сидит! пробовать надо...с материалом сложнее. cool

3 Helga  
Уроки обучения у всех разные, но попробовать можно всякие!!

5 anna  
ТОКА от порчтения праздник
Нав, вы это раньше знали

1-10 11-11
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]