[Школа рисования ]
Главная » Статьи » Уроки » Уроки по книге

Урок №4 "Рисование на картинной плоскости"

Урок №4 «Первый этап модифицированного контурного рисования: рисование на картинной плоскости»

Что вам понадобится

  • Картинная плоскость из прозрачного пластика
  • Маркер (подойдет и черный фломастер)
  • Оба видоискателя

Картинная плоскость – это кусок прозрачного пластика размером 20 х 25 см и толщиной 1—2 мм. Можно взять и кусок стекла, но нужно обклеить края скотчем, чтобы не порезаться. (Можно взять стекло из рамки для фотографий формата А4) Перманентным маркером нанесите две осевые линии, вертикальную и горизонтальную, пересекающиеся в центре (см. рис.).

 

      

 

Два видоискателя, можно сделать из листов черного картона размером 20 х 25 см. В одном вырежьте прямоугольное отверстие размером 10 х 13 см, а во втором — отверстие размером 15 х 19 см. Если нет черного картона, то можно вырезать рамки из обычного картона и покрасить их, например, черной гуашью.

Понадобятся еще две клипсы (прищепки) для прикрепления видоискателей к пластиковой картинной плоскости.

 

Прежде чем приступить к работе, внимательно прочитайте инструкции. Смысл картинной плоскости я подробно объясню в следующем разделе. А пока просто пользуйтесь ею, следуя указаниям.

 

Что вы будете делать

1. Положите руку на стол перед собой (левую, если вы правша, или правую, если вы левша) и согните пальцы по направлению к себе. Вы видите пальцы в ракурсе. Теперь представьте, что вам предстоит их так же в ракурсе нарисовать.

Если вы похожи на большинство моих студентов, то даже не представляете себе, как это можно сделать. Эта трехмерная фигура, части которой направлены вам в лицо, кажется слишком трудной для рисования. Вы не знаете, с чего начать. Так вот начать вам помогут видоискатели и пластиковая картинная плоскость.

2. Приложите каждый из видоискателей к руке со все так же согнутыми пальцами и решите, какой размер лучше подходит, в каком рука «лучше смотрится». Как правило, мужчины выбирают больший видоискатель, а женщины меньший. Выберите тот или другой.

3. Прикрепите выбранный видоискатель к прозрачной картинной плоскости.

4. Пройдя маркером вдоль внутренней кромки видоискателя, очертите на пластике рамку, которая послужит внешней границей будущего рисунка (см. рисунок).

 

 

 

5. Теперь, держа руку все в той же ракурсной позиции, уравновесьте картинную плоскость с видоискателем на кончиках пальцев. Подвигайте ее так, чтобы она держалась на пальцах более или менее устойчиво.

6. Возьмите в другую руку маркер и, глядя на руку под прозрачным пластиком, закройте один глаз. (Зачем закрывать один глаз, я объясню позже. А пока просто сделайте так, как я говорю.) (См. рисунок)

 

 

 

7. Выберите край, с которого начнете рисовать. Начинайте рисовать маркером по пластику края форм точно так, как вы их видите. Не пытайтесь рассуждать, что это за края. Не называйте вещи своими именами. Не спрашивайте себя, почему края такие, какие есть. Ваша задача, как и в упражнениях с перевернутым рисованием и с чистым контурным рисованием, — рисовать в точности то, что вы видите, и как можно подробнее, насколько позволяет маркер (который, конечно, не так остр, как карандаш).

8. Старайтесь не двигать головой и держите один глаз закрытым. (Причины я, опять же, объясню в следующем разделе.)

9. Исправляйте неудачные линии, просто стирая их кусочком влажной ткани, прикрепленным к указательному пальцу, и рисуйте заново.

 

После того как закончили

Положите картинную плоскость на чистый лист бумаги, чтобы можно было ясно увидеть, что же вы нарисовали. Могу с уверенностью сказать, что вы будете поражены. Приложив сравнительно немного усилий, вы успешно справились с одной из труднейших задач в рисовании - изобразили человеческую руку в ракурсе. Великие художники прошлого практиковались в рисовании рук снова и снова.

Как это вам удалось? Ответ, разумеется, заключается в том, что вы действовали как всякий опытный художник: копировали то, что видели, на картинную плоскость — в данном случае на реальную, материальную плоскость. О понятии «картинная плоскость» мы подробно поговорим в следующем разделе. А пока вы просто пользуетесь ею. Я обнаружила, что объяснения становятся гораздо понятнее, если ученики сначала используют картинную плоскость на практике.

Чтобы потренироваться еще, сотрите свой рисунок с пластика влажной тряпкой и проделайте это же упражнение еще несколько раз, меняя положение руки. Пробуйте рисовать самые «трудные» позиции — чем сложнее, тем лучше. Как ни странно, вы обнаружите, что «плоскую» кисть рисовать труднее, чем любую сложную позицию. Поэтому по-разному выгибайте пальцы, перекрещивайте их, сжимайте в кулак — делайте что угодно. Старайтесь, чтобы всегда какая-то часть руки виделась в ракурсе. Помните, что чем больше вы практикуетесь в выполнении каждого упражнения, тем более стремительным будет ваш прогресс как художника. Последний из сделанных на картинной плоскости рисунков (надеюсь, лучший) не стирайте, а оставьте для следующего упражнения.

Это подводит нас к критически важному — важнейшему — вопросу: что такое рисование?

Вот быстрый ответ: рисование есть копирование того, что вы видите, на картинной плоскости. В ходе только что выполненного упражнения вы копировали образ своей руки, который «видели» на пластиковой картинной плоскости.

А теперь дадим более развернутый ответ. В искусстве понятие «картинная плоскость» является очень абстрактным и трудным для объяснения -и еще более трудным для понимания. Но эта концепция — один из главных ключей к обучению рисованию. Поэтому я постараюсь объяснить, а вы постарайтесь понять.

Картинная плоскость — чисто умозрительная концепция. Увидеть ее можно только мысленным взором: картинная плоскость — это воображаемая прозрачная плоскость — как будто окно, — которая постоянно находится перед лицом художника и всегда параллельна «плоскости» глаз художника. Если художник поворачивается, картинная плоскость поворачивается тоже. То, что художник видит «на плоскости», на самом деле находится далеко за ней. Но плоскость позволяет ему видеть сцену таким образом, словно она магическим образом сплющилась на задней стороне картинной плоскости, — как фотографию в каком-то смысле. Иначе говоря, трехмерный образ, находящийся за «окном», превратился в двухмерный (плоский) образ. Затем художник просто переносит то, что видит на плоскости, на лист бумаги, копирует.

Этот художественный трюк, который так трудно описать, самостоятельно обнаружить начинающему художнику еще труднее. Именно поэтому мы используем материализованную форму картинной плоскости (лист пластика, обрамленный видоискателем).

Эти волшебные устройства, как ничто другое, помогают студентам понять суть рисования, то есть осознать фундаментальную природу рисования воспринимаемых объектов или людей.

Чтобы вам было еще легче, я попросила вас начертить на листе пластика (картинной плоскости) две координатные линии, олицетворяющие горизонталь и вертикаль, две константы, без которых невозможен никакой анализ пропорций и соотношений. Раньше я на своих уроках пользовалась более частой сеткой, но обнаружила, что студенты начинают считать клетки. Такая мозговая деятельность присуща Л-режиму, и нам она не нужна. Поэтому я отказалась от сетки и ограничилась только вертикальной и горизонтальной осями.

Пройдет немного времени, и вам уже не нужны будут ни пластиковая картинная плоскость с ее осями, ни видоискатели. Мы заменим эти технические устройства воображаемой, мысленной картинной плоскостью, которой осознанно или бессознательно пользуется каждый художник. Реальная плоскость (ваш лист прозрачного пластика) и реальные видоискатели являются всего лишь эффективными учебными пособиями, пока вы учитесь.

Попробуйте сделать следующее. Прикрепите видоискатель — тот, что с большим отверстием, — к пластику. Прикройте один глаз и держите всю конструкцию перед

лицом (см. рис.).

 

 

 

Рассмотрите «картину» в рамке, которую вы видите одним глазом через это «окно». Вы можете изменить «композицию», приближая видоискатель к себе или отодвигая от себя (примерно так же работает и видоискатель фотоаппарата). Оцените углы краев потолка или, может быть, стола относительно ваших осевых линий, то есть относительно вертикали и горизонтали. Эти углы могут оказаться для вас сюрпризом. Теперь представьте, что вы рисуете маркером все, что видите на плоскости, как вы делали это, рисуя руку.

Теперь повернитесь, чтобы получить другой вид, потом еще один, постоянно держа картинную плоскость параллельно лицу. Не отклоняйте ее ни в какую сторону! Чтобы попрактиковаться в удержании картинной плоскости в правильном вертикальном положении, попробуйте подносить ее близко к лицу, а потом быстро выпрямлять руки.

Выберите вид, который вам нравится, обрамленный видоискателем. Представьте, что вы копируете на лист бумаги то, что видите на плоскости. Помните, что все углы, размеры, пространства и соотношения на бумаге будут точно такими же, какими вы видите их на плоскости.

Эти два изображения — рисунок на бумаге и образ, наблюдаемый вами на пластиковой картинной плоскости, — будут примерно одинаковы. А если рисунок выполнен идеально — чего очень трудно добиться! — они будут идентичны. Повторимся, что, по существу, реалистичное рисование в этом и заключается — в копировании на бумагу того, что наблюдается на картинной плоскости.

«Если это так, — можете возразить вы, — то почему бы просто не сделать фотографию?» Думаю, ответ заключается в том, что цель реалистичного рисования - не просто зафиксировать информацию, а, скорее, зафиксировать ваше уникальное восприятие — как лично вы видите что-то и как вы понимаете то, что рисуете. Когда вы пристально наблюдаете и рисуете, вы оставляете в рисунке частичку себя, а на фотоснимке этого нет. (Я, конечно, не имею в виду творчество фотографов-художников.)

Кроме того, выбор стиля линии, расстановка акцентов и подсознательные психические процессы — ваш характер, так сказать, — все это остается на рисунке. Опять возникает парадокс: тщательно наблюдая за объектом и рисуя его, вы позволяете зрителю увидеть не только сам объект, но и отчасти ваш внутренний мир. Вы выражаете в рисунке самого себя.

Еще одно важное замечание: рисование всегда подразумевает изображение образов, видимых из одной фиксированной точки.

Вспомните, что, когда вы рисовали руку на пластиковой картинной плоскости, я просила вас держать руку и голову неподвижно, чтобы образ, наблюдаемый на картинной плоскости, не изменялся. Даже легкое перемещение руки или головы приведет к тому, что рука будет наблюдаться вами уже под другим углом. Я иногда замечаю, как студенты сознательно наклоняют голову, чтобы увидеть то, что не видно им в исходном положении головы. Не делайте этого! Если вы не видите безымянный палец, не рисуйте его. Еще раз повторяю: держите руку и голову в неизменном положении и рисуйте только то, что видите.

По той же самой причине — чтобы наблюдать только один фиксированный вид — вы закрывали один глаз. Когда один глаз закрыт, бинокулярного зрения нет, а значит, нет некоторого расхождения в образах, наблюдаемых каждым глазом, когда они оба открыты.

Бинокулярное зрение позволяет воспринимать мир как трехмерное пространство. Эту способность иногда называют «восприятием глубины». Когда вы закрываете один глаз, наблюдаемый образ двухмерен — он плоский, как фотография. Бумага, на которой вы рисуете, тоже плоская, двухмерная.

И здесь возникает еще один парадокс рисования.

Плоский, двухмерный образ, который вы наблюдаете на картинной плоскости, когда один глаз закрыт, при перенесении на бумагу чудесным образом «кажется» тем, кто видит ваш рисунок, трехмерным. Один из необходимых этапов при изучении рисования — верить, что это чудо обязательно произойдет. Часто учащиеся в процессе рисования мучаются вопросом: «Как сделать, чтобы этот стол казался уходящим вглубь пространства?» или «Как сделать, чтобы рука казалась приближающейся ко мне?» Ответ очень прост: рисовать-копировать! — в точности то, что вы наблюдаете в уплощенном виде на картинной плоскости. Только тогда ваш рисунок будет убедительно отражать «движение» в трехмерном пространстве.

 

 

 

Слышу ваш вопрос: «Всегда ли необходимо закрывать один глаз при рисовании?» Не всегда, но большинство художников много времени проводят с закрытым одним глазом, пока рисуют. Чем ближе наблюдаемый объект,тем чаще приходится закрывать один глаз. Если объект удален, без этого зачастую можно обойтись, потому что с расстоянием вышеупомянутый бинокулярный диспаритет уменьшается.



Продолжить обучение рисованию




Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4193188/
Категория: Уроки по книге | Добавил: Alex (24 Май 2009)
Просмотров: 10250 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 10
10  
Вопрос тут в другом. Одна рука у меня позирует, другая рисует, тогда как же держать картинную плоскость?

8  
Не совсем поняла.. Прикладывая к руке видоискатель рисовать нужно прямо на поверхности стекла? Как же В дальнейшем им пользоваться, хм...

9  
Так ить можно тряпочкой, а если и с каким-нибудь средством для мытья окон, то тогда вообще - класс! А решетка чтобы с другой стороны была, чтобы и ее не стереть. biggrin

5  
Где же взять эту картинную плоскость из прозрачного пластика?

6  
Я сразу нашел такую - снял со стены фотораму под А4, вынул стекло, обклеил с боков скотчем, чтобы не порезаться и всё заработало! Если и нет на стене, а очень хочется - можно и купить рамку со стеклышком и, так сказать, воспользоваться... biggrin

7  
У меня чуть другое решение! Я купила прямоугольную стеклянную рамку под фото и она чудесным образом как раз оказалась нужного размера-20*25. Осталось только снять тоненький багетик для крепления фото и отвинтить ножку и вуаля! Картинная плоскость готова.

4  
[color=purple]Занимательно. biggrin

3  
Это законы оптики. Мне сегодня сын объяснял пор зD и принцип стерео, когда в одном стекле очков нет красного, а в другом синего. Начиналось с того, что стонал, когда я отнесла документы на оптотехнку. ИЩЕМ УЧИТЕЛЕЙ! Мне посчастливилось только самой читать оптику Ньютона.

1  
как все сложно то!!

2  
Это только так кажется... tongue

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]