Главная » Статьи » Уроки » Уроки по книге |
Урок №1 «Предварительные рисунки»
Теперь давайте начнем. Прежде всего вам нужно оценить ваш нынешний уровень художественных навыков. Это важно! Потом вы сможете сравнить ваши нынешние рисунки с более поздними — не лишайте себя такого удовольствия. Я вполне сознаю, как трудно вам сейчас придется, но просто сделайте это! Великий Винсент Ван Гог писал в письме своему брату Тео: «Ты не представляешь себе, как это парализует, когда пустой
холст смотрит на тебя и как будто говорит: "Ты ничего не умеешь!"» Обещаю вам, что очень скоро вы уже будете кое-что уметь. А пока просто наберитесь мужества и выполните рисунки, которые я вас попрошу сделать. Впоследствии вы не пожалеете об этом. Эти рисунки оказываются бесценным подспорьем, позволяющим студентам увидеть и признать свой прогресс. По мере того как совершенствуется навык рисования, у учащихся появляется своего рода амнезия. Они забывают, как они рисовали до обучения. Кроме того, по мере продвижения вперед возрастает степень критицизма. Даже после значительного улучшения студенты иногда критичны к своим самым последним рисункам, потому что «это все-таки не да Винчи». Предварительные рисунки дают представление о реальной мере прогресса. После того как вы выполните рисунки, спрячьте их подальше — мы рассмотрим их позже в свете приобретенных вами новых навыков. Что вы будете делатьВы выполните три рисунка. Обычно эта работа занимает у
студентов около часа, но вы можете работать над каждым из них столько, сколько
пожелаете. (Инструкции для каждого рисунка следуют ниже.):
Предварительный рисунок № 1: автопортрет1. Сядьте на расстоянии вытянутой руки (примерно 60—75 см)
от зеркала. 2. Рассматривая свое отражение в зеркале, рисуйте автопортрет.
3. Когда закончите, поставьте в нижнем правом или левом углу название картины, свою подпись и дату. Предварительный рисунок № 2: человек, нарисованный по памяти1. Вызовите в памяти образ какого-нибудь человека, которого
вы знали в прошлом или знаете сейчас. Или вспомните рисунок человека, который
вы выполняли в прошлом. 2. Прикладывая максимум стараний, нарисуйте этого человека.
Можете нарисовать только голову, верхнюю половину тела или фигуру целиком. 3. Когда закончите, озаглавьте, подпишите рисунок и поставьте дату. Предварительный рисунок № 3: моя рука1. Рисуйте сидя за столом. 2. Если вы правша, рисуйте свою левую руку. Если вы левша,
рисуйте правую руку. 3. Озаглавьте, подпишите рисунок и поставьте дату. После завершения работы над предварительными рисункамиНе забудьте озаглавить, подписать все три рисунка и проставить на них дату. Можно на обратной стороне каждого рисунка написать какие-то комментарии, отмечая, что понравилось, а что нет, что показалось в процессе рисования простым, а что сложным. Впоследствии эти комментарии будет очень интересно читать. Разложите все три рисунка на столе и внимательно рассмотрите их. Вполне может быть, что вы не найдете в своих рисунках ничего достойного внимания и восхищения и презрительно отмахнетесь от них как от «детских» или «дилетантских». Но помните, пожалуйста, о том, что эти рисунки выполнены вами до всякого обучения. Умели ли вы решать алгебраические задачи, пока вас не научили этому? С другой стороны, вполне возможно, что какие-то фрагменты ваших рисунков понравятся вам — особенно рисунок руки. Завершив упражнения можете выложить свои рисунки в "Галерее" в категорию "Рисунки по книге". Обсудим, оценим и поделимся своими впечатлениями. Зачем рисовать по памяти?Я не сомневаюсь в том, что рисовать человека по памяти было
для вас трудной задачей. Это нелегко сделать даже опытному художнику. Если
зрительная информация, поступающая из реального мира, чрезвычайно богата и сложна,
причем каждый наблюдаемый объект абсолютно уникален, то визуальные воспоминания
неминуемо упрощены, обобщены и усечены, и это часто приводит в тупик
художников, имеющих, как правило, весьма ограниченный репертуар запомненных
образов. «Тогда зачем это делать?» — можете спросить вы. Причина проста.
Рисование человека по памяти извлекает на поверхность сознания запомненную с
детства так называемую «систему символов». Когда вы выполняли рисунок по
памяти, у вас не возникало впечатление, что у вашей руки есть собственное
мнение, что она рисует сама по себе, независимо от вас? Вы понимали, что рисуете
совсем не так, как это должно выглядеть, но не могли заставить свою руку рисовать
что-либо, кроме этих упрощенных форм. Вашей рукой управляла система символов детского
рисования, оставшихся у вас в памяти после многократного повторения в раннем
детстве. Теперь сравните автопортрет с рисунком человека, выполненным по памяти. Видите символы, повторяющиеся на обоих рисунках — схожие по форме или даже идентичные глаза, нос, рот? Если да, это означает, что ваша система символов по-прежнему владеет вашей рукой, даже когда вы наблюдаете в зеркале то, что есть на самом деле. Детская система символов«Тирания» системы символов во многом объясняет тот факт, почему
люди, не имеющие художественной подготовки, продолжают рисовать «по-детски» в
зрелом и даже в пожилом возрасте. Главное, чему я вас научу, это отбросить
систему символов в сторону и рисовать то, что вы действительно видите. Развитие
навыков восприятия является основой основ рисования, и этому вам нужно научиться
прежде, чем вы перейдете к рисованию по воображению, к живописи и скульптуре. Имея в виду эту информацию о системе символов, вы, возможно, захотите добавить кое-какие комментарии наобратной стороне своих предварительных рисунков. Затем соберите их в папку и положите куда-нибудь. Не возвращайтесь к ним, пока не окончите данный курс и не научитесь видеть и рисовать. Студенческая выставка: сравнение рисунков «до» и «после»Теперь посмотрите на некоторые рисунки, выполненные студентами — взрослыми слушателями пятидневного семинара. Представленные работы наглядно демонстрируют изменения в навыках рисования, произошедшие за период с первого урока до последнего. Студенты посещали занятия на протяжении пяти дней, работая по восемь часов в день. Как вы можете видеть, рисунки «до» и «после», представленные на этой студенческой выставке, показывают, что студенты трансформировали свой способ видения и рисования. Эти изменения настолько значительны, что кажется, будто бы рисунки созданы разными людьми. Основным навыком, приобретенным учащимися, является то, что
они научились видеть. Заметные изменения в их умении рисовать отражают столь же
существенные изменения в их наблюдательности. Оцените рисунки с такой точки
зрения: рассматривайте их как явное свидетельство совершенствования навыков зрительного
восприятия. Глядя на рисунки «до», вы увидите, что люди, пришедшие на мой семинар, имели разный уровень художественных навыков и знаний. На рисунках «после», однако, можно наблюдать устойчиво высокий уровень навыков. Общий уровень успеха демонстрирует цель, которую мы ставим перед собой, работая с каждым учащимся: чтобы все ученики, какими бы ни были их исходные навыки рисования, действительно научились хорошо рисовать.
Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4193188/ | |
Просмотров: 15870 | Комментарии: 34 | | |
Всего комментариев: 34 | 1 2 » | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
1-10 11-15 | ||||||||||||||||