[Школа рисования ]
Главная » Статьи » Уроки » Уроки по книге

Урок №2 "Переключаем сознание"

Урок №2 «Переключаем сознание»

Необходимые пояснения

Книга профессора Бетти Эдвардс на английском языке называется так «Drawing on the Right Side of the Brain» (рисование правой половиной мозга – если буквально). Почему именно правой половиной мозга?

Честно скажу, это первая книга по рисованию, где показана схема головного мозга человека в разрезе. Такое научное обоснование методики обучения впечатляет.

Итак, что же такое есть в нашем мозге, что поможет нам рисовать прямо сейчас?

Как работает мозг? Ответ на этот труднейший вопрос так и остается за гранью человеческого понимания. Несмотря на многовековые исследования и размышления, а также на научные открытия, совершенные в последние годы, невероятные способности человеческого мозга, многие из которых мы принимаем как должное и само собой разумеющееся, остаются чудом и загадкой.

В частности, визуальное восприятие уже долгое время изучается учеными, которые используют самые высокоточные методы исследований, но тайны все равно остаются. Если вдуматься, то даже самые обыденные действия человека не могут не внушать чувство благоговения. Например, в ходе недавнего эксперимента сорока испытуемым показали шесть фотографий матерей и шесть фотографий детей. Участники эксперимента должны были составить из этих фотографий пары — мать и ребенок, — и все сорок человек с этой задачей справились.

За исключением человека, человекообразных обезьян и некоторых других млекопитающих, мозговые полушария животных, в основном, сходны, или симметричны, по своим функциям. Полушария человеческого мозга, однако, развиваются асимметрично в плане функционирования. Наиболее заметным внешним проявлением асимметрии человеческого мозга является большая развитость какой-то одной (правой или левой) руки. Кроме людей, такая асимметрия развития конечностей, возможно, присуща лишь шимпанзе.

 

При взгляде сверху человеческий мозг подобен двум половинкам грецкого ореха — две похожие, испещренные извилинами округлые половины, соединенные в центре Эти две половины называются левым и правым полушарием мозга. Левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое полушарие — левой стороной. Например, если вы перенесете инсульт или травму левой половины мозга, наиболее серьезному воздействию подвергнется правая половина вашего тела, и наоборот. Из-за этого перекрещивания нервных путей левая рука связана с правым полушарием, а правая рука — с левым полушарием.

 

Исторически и, возможно, генетически, сложилось так, что левое полушарие считается более развитым, а правое безвольное – подчиняется левому. Но так ли это? В результате обследования людей, получивших травмы левой половины мозга, было установлено, что именно левое полушарие отвечает за речь человека. Может, обладающее языком полушарие и занижает роль другой половинки, только потому, что оно ничего не может возразить?

Полушария головного мозга соединяются с помощью мозолистого тела, если эту связь разорвать, а такие хирургические операции проводились с целью помочь больным, страдающим эпилепсией, то мы не заметим какого-либо изменения в поведении человека. Но ряд экспериментов с такими людьми с разделенными полушариями выявил новую удивительную особенность, заключавшуюся в том, что каждое полушарие воспринимает, в некотором смысле, свою собственную реальность, или, лучше сказать, воспринимает действительность по-своему. Как у людей со здоровым мозгом, так и у пациентов с разделенным мозгом большую часть времени доминирует вербальная — левая — половина мозга. Тем не менее, используя замысловатые процедуры и осуществив ряд тестов, ученые нашли подтверждение того, что «бессловесная» правая половина мозга также самостоятельно обрабатывает информацию, переживает и эмоционально реагирует на нее. Если мозолистое тело не повреждено, связь между полушариями согласовывает оба вида восприятия, тем самым сохраняя у человека ощущение того, что он является одним человеком, единым существом.

Благодаря этим необыкновенным открытиям, сделанным за последние пятнадцать лет, мы теперь знаем, что, несмотря на наше обычное ощущение единства и цельности личности — единого существа,— наш мозг раздвоен, причем каждая половина обладает собственным способом познания, своим особым восприятием окружающей действительности. Образно говоря, каждый из нас имеет два разума, два сознания, которые сообщаются и сотрудничают посредством соединительного «кабеля» из нервных волокон, протянувшегося между полушариями.

Теперь мы знаем, что два полушария могут работать друг с другом по-разному. Иногда они кооперируются, причем каждая часть вносит в общее дело свои особые способности и занимается той частью задачи, которая наиболее подходит для ее режима обработки информации. В других случаях полушария могут работать отдельно — одна половина мозга «ведущая», а другая более или менее «ведомая». Кроме того, кажется, что полушария могут даже конфликтовать между собой: одна половина пытается делать то, что другая половина считает своей вотчиной. В придачу ко всему, вполне возможно, что одно полушарие умеет скрывать знания от другого. Может оказаться, что, как гласит пословица, правая рука в самом деле не ведает, что делает левая.

Но какое отношение, спросите вы, все это имеет к изучению рисования? Исследования связи полушарий с различными аспектами зрительного восприятия показывают, что умение рисовать может зависеть от того, имеете ли вы доступ к способностям «младшего», подчиненного правого полушария. Как это помогает человеку рисовать? Создается впечатление, что именно правая половина мозга воспринимает зрительную информацию таким образом, что обеспечивает необходимое для рисования видение предметов, в то время как способ восприятия левой половины мозга мешает сложному реалистичному рисованию воспринимаемых форм.

Упражнения, приведенные ниже, разработаны специально для осуществления (гипотетического) перехода сознания из Л-режима в П-режим (режимы, когда работает какое-то одно полушарие – левае Л-режим, или правое – П-режим). Исходная предпосылка этих упражнений такова: сам характер поставленной задачи может влиять на то, какое из полушарий возьмет управление на себя и займется данной ля, который гораздо более  работой, отключая при этом другое полушарие.

Наблюдения за пациентами с разделенным мозгом показали, что левое полушарие предпочитает уступить работу своему немому партнеру, если только она не слишком ему неприятна — либо потому, что она занимает слишком много времени, слишком кропотливая или медленная, либо потому, что левое полушарие просто не в состоянии справиться с ней. Это как раз то, что нам необходимо, — задачи, которые отвергает доминирующее левое полушарие. Нижеследующие упражнения разработаны с тем расчетом, чтобы поставить

перед мозгом задачу, которую левое полушарие или не может, или не желает выполнять.

Так как рисование наблюдаемой формы — это в основном функция П-режима, мы должны исключить из данного процесса вмешательство Л-режима. Наша проблема заключается в том, что левое полушарие мозга является доминантным, быстродействующим и склонно вмешиваться в процесс со своими словами и символами, принимаясь даже за работу, не слишком подходящую для него.

 

Вазы и лица: упражнение для обоих полушарий

 

Следующие упражнения специально разработаны для того, чтобы помочь вам переключиться из доминирующего Л-режима в подчиненный П-режим. Можно бесконечно долго описывать данный процесс, но только вы сами способны непосредственно совершить это переключение сознания, это неуловимое изменение в субъективном состоянии. Как однажды сказал Фэтс Уоллер, «если вы будете без конца расспрашивать, что такое джаз, то никогда этого не поймете». Так же обстоит дело и с П-режимом: вы должны перейти из Л-режима в П-режим, ощутить состояние П-режима — только таким образом вы познаете его.

Далее приведено быстрое упражнение, которое призвано спровоцировать психологический конфликт между двумя режимами мышления.

 

Что вам понадобится

• Бумага для рисования

• Карандаш

 На рисунке представлена знаменитая оптическая иллюзия, получившая название «ваза-лица», потому что в ней можно увидеть либо - два обращенных друг к другу профиля, либо - симметричную вазу в центре.

 

Что вы будете делать

Вам предстоит дорисовать второй профиль, что само собой приведет к тому, что вы нарисуете симметричную вазу в центре.

Прежде чем начнете рисовать, сначала прочтите инструкции к упражнению:

 

1. Скопируйте образец - показаны примеры рисунков для левшей и правшей. Если вы правша, нарисуйте профиль, обращенный к центру, на левой стороне листа бумаги. Если вы левша, нарисуйте профиль справа (тоже обращенный к центру). Если хотите, придумайте свой вариант профиля.

2. Затем сверху и снизу проведите горизонтальные линии, задающие верхний и нижний края вазы.

3. Теперь еще раз обведите карандашом свой рисунок первого профиля. По мере того как карандаш двигается по очертаниям деталей лица, называйте их про себя: лоб, нос, верхняя губа, нижняя губа, подбородок, шея. Можете повторить этот этап еще раз, вдумываясь в значение каждого слова.

4. Затем переходите на другую сторону листа и начинайте рисовать второй профиль, тем самым завершая вазу. Добравшись до какой-либо точки лба или носа, вы можете ощутить какое-то замешательство, внутренний конфликт. Следите за своими ощущениями.

Цель данного упражнения — самонаблюдение: «Как я решаю эту проблему?»

Теперь закончите выполнять упражнение. Оно должно занять у вас пять или шесть минут.

Зачем вы выполняли это упражнение

Почти все, выполняя данное упражнение, переживают определенный внутренний конфликт. Бывает, что этот конфликт настолько силен, что на какое-то мгновение парализует движения. Если подобное произошло с вами, возможно, это было вызвано тем, что, дойдя до какой-то точки, где надо было менять направление движения, вы не знали, в какую сторону вести карандаш. Этот конфликт мог быть настолько силен, что вы не могли двинуть рукой ни влево, ни вправо.

В этом и заключается смысл данного упражнения: вызвать конфликт, связанный с тем, что инструкции, данные вам, как будто не соответствовали выполняемой задаче. Как представляется, данный конфликт объясняется так: вам были даны инструкции, которые включили в работу вербальную систему мозга. Вспомните, как было сказано, чтобы вы называли каждую часть рисуемого профиля и вдумывались в значение произносимых слов.

Затем была поставлена задача нарисовать второй профиль и, соответственно, закончить вазу, которую можно выполнить, лишь переключившись на визуально-пространственный режим работы мозга, то есть включив в работу ту часть мозга, которая способна воспринимать и невербально анализировать соотношения размеров, изгибов, углов, форм.

Трудность этого ментального перехода и порождает ощущение внутреннего конфликта и смятения — и даже кратковременный ментальный паралич.

Полагаю, вы все-таки смогли решить поставленную перед вами задачу — нарисовать второй профиль и закончить вазу.

 

Каким образом вы с ней справились?

• Решили не думать о названиях черт лица?

• Перенесли фокус внимания с форм лица на формы вазы?

• Использовали сетку (нанесли на рисунок вертикальные и горизонтальные линии, помогающие четче видеть пропорции)? Или, может быть, отметили самые выступающие точки кривых?

• Рисовали снизу, а не сверху?

• Решили не думать о симметрии вазы и дорисовали любой всплывший в памяти профиль, лишь бы закончить упражнение? (В последнем случае следует признать полную победу вербальной системы над зрительной.)

 

Позвольте задать вам еще несколько вопросов

Вы пользовались резинкой, чтобы «поправлять» рисунок? Если пользовались, то ощущаете ли вы чувство вины в связи с этим? Если да, то почему? (Вербальная система имеет свой свод заложенных в памяти правил, одно из которых, возможно, звучит так: «Резинкой можно пользоваться только с разрешения учителя») Зрительная же система, которая языком практически не пользуется, просто продолжает искать возможности решить проблему сообразно своей собственной логике — зрительной логике.

Чтобы нарисовать наблюдаемый объект или человека — то, что вы видите своими глазами, — вы должны совершить переход в тот мозговой режим, который специализируется на выполнении такого рода визуальных, перцепционных задач.

Итак, трудность перехода из вербального режима в визуальный часто сопровождается ментальным конфликтом. Вы тоже его ощутили? Чтобы избавиться от дискомфорта, вы остановились (помните, как вы резко остановились?) и начали заново. Вот что на самом деле вы сделали, когда приказали себе, то есть своему мозгу, «переключить передачу», «сменить стратегию», «делать не так, а так» (или в какие еще слова вы облекли этот когнитивный переход?).

Для преодоления психологического конфликта при выполнении упражнения «ваза-лица» существует множество путей. Возможно, вы нашли свой собственный, уникальный или необычный выход. Чтобы словесно зафиксировать выбранный вами метод, можете описать случившееся на обратной стороне рисунка.

 

Прокладка маршрута рисунка в режиме правого полушария

Когда вы рисовали вазу-лица, то изобразили первый профиль способом, присущим левому полушарию, переходя от одной части к другой и последовательно называя детали. Второй профиль был нарисован в режиме работы правого полушария. Вы постоянно сканировали весь рисунок, корректируя направление линии. Вероятно, вы обнаружили, что именование частей, таких как лоб, нос или рот, стало обременительным для вас. Оказалось, лучше не думать о том, что вы рисуете именно лицо. Легче руководствоваться в работе формой пространства между двумя профилями. Иначе говоря, лучше всего было не думать вообще, то есть не прибегать к словам. Рисуя в режиме правого полушария — в художественном режиме, — вы, если и используете мысленные слова, задавайте себе только такие вопросы:

«Где начинается этот изгиб?»

«Насколько глубок этот изгиб?»

«Какова величина этого угла по отношению к краю

бумаги?»

«Какова длина этой линии относительно той, какую

я только что нарисовал?»

«Где точка, соответствующая этой, на противополож­

ной стороне — на каком расстоянии от верхнего (или

нижнего) края листа бумаги она находится?»

Это вопросы, свойственные П-режиму: пространственные, связующие и сравнивающие. Заметьте, что никакие части не называются по имени. Нет никаких предвзятых утверждений, никаких посторонних умозаключений вроде «Подбородок должен быть выдвинут вперед настолько же, насколько и нос» или «Носы изогнуты».

Чему учатся, учась рисовать?

Чтобы научиться рисовать, надо не рисовать учиться. Как это ни парадоксально, чтобынаучиться рисовать, надо научиться усилием воли переключаться на систему мышления, которая наиболее приспособлена к рисованию. Иначе говоря, переключаясь на визуальный мозговой режим, вы обретаете способность видеть вещи по-особенному, так, как видит их художник. Образ видения, присущий художнику, отличается от обыденного и требует способности к сознательному ментальному переходу. Точнее было бы сказать, что художник умеет создавать условия, приводящие к такому ментальному переходу. Вот что умеет делать человек, научившийся рисовать, и именно этому должны научиться вы.

Опять же, умение видеть вещи глазами художника приносит пользу не только в рисовании, но и во многих других сферах жизни, где возникает потребность в творческом решении проблем.

Имея в виду урок, полученный при рисовании вазы-лиц, попробуйте теперь выполнить следующее упражнение, разработанное мной с таким расчетом, чтобы ослабить конфликт между двумя мозговыми режимами. Цель данного упражнения прямо противоположна цели предыдущего.

Перевернутый рисунок: осуществление перехода в П-режим

Знакомые вещи становятся непохожими на себя, когда они перевернуты вверх ногами. Мы автоматически назначаем, где у предметов, которые мы наблюдаем, верх, низ, боковые стороны, и ожидаем видеть вещи, ориентированные обычным способом, то есть нужной стороной вверх. Когда вещи находятся в прямом положении, мы можем узнавать их, называть, распределять по категориям, сопоставлять то, что видим, с накопленными воспоминаниями и общими представлениями.

Когда же изображение перевернуто вверх ногами, визуальные «ключи» не подходят к нему. Мозг, сталкиваясь с необычным образом предмета, приходит в замешательство. Мы видим лишь формы и участки света и тени и особо не возражаем против рассмотрения перевернутой картины, если только нас не просят назвать то, что на ней изображено. Тут уж задача становится практически невыполнимой. Даже хорошо известные лица на перевернутых изображениях бывает трудно узнать и назвать. Например, следующий рисунок представляет собой фотографию известного человека. Узнаете, кто это?


 

 

Вероятно, вам придется перевернуть фотографию, чтобы понять, что это изображение знаменитого ученого Альберта Эйнштейна. Даже после того, когда вы выяснили, кто это, перевернутое изображение, вероятно, кажется странным.

Переворачивание создает проблемы узнавания и с другими изображениями. В перевернутом виде вы, вероятно, с трудом узнаете даже свой собственный почерк, хотя вы привыкли к нему. Чтобы проверить это, найдите какую-нибудь старую запись, сделанную вашей рукой, и попробуйте прочитать ее в перевернутом виде. Сложное же изображение, вроде перевернутого вверх ногами рисунка Тьеполо, практически не поддается расшифровке. Попросту разум (левое полушарие) отказывается анализировать его.

 

 

Перевернутое рисование

Мы воспользуемся этим пробелом в способностях левого полушария, чтобы дать П-режиму шанс на некоторое время взять верх.

Далее представлен рисунок Пикассо, на котором изображен композитор Игорь Стравинский. Изображение перевернуто вверх ногами. Вам нужно скопировать перевернутое изображение. Таким образом, рисовать вы будете тоже вверх ногами. Вы будете копировать рисунок Пикассо именно таким, каким его видите.

 

Что вам понадобится

 

• Рисунок Пикассо

• Остро заточенный карандаш

• От 40 минут до часа свободного времени

 

Что вы будете делать

 

Прежде чем начать рисовать, прочитайте все указания.

1. Если хотите, включите музыку. Перейдя в П-режим, вы, возможно, обнаружите, что музыка звучит приглушенно. Выполните рисунок в один присест, уделив ему хотя бы 40 минут — можно и больше.

И что еще важнее — не переворачивайте рисунок в нормальное положение, пока не закончите. Это вызвало бы возвращение к Л-режиму, вмешательства которого нам следует избегать, пока мы осваиваем П-режим.

2. Начинать можете откуда угодно — снизу, сверху, с • любой стороны. Большинство людей начинают сверху. Не пытайтесь «угадывать», что именно вы рисуете. Лучше этого не знать. Просто копируйте линии. Но помните: рисунок нельзя переворачивать!

3. Не пытайтесь рисовать сначала весь контур, а потом заполнять его деталями. Дело в том, что стоит вам допустить малейшую ошибку в контуре, и части потом не «сложатся». А одна из радостей рисования как раз и состоит в том, чтобы обнаружить, как хорошо складываются между собой части. Поэтому я советую двигаться от одной линии к другой, от формы к прилегающей форме, складывая части в порядке их поступления.

4. Если в процессе рисования вы разговариваете с собой, используйте только «визуальный» язык типа - «Эта линия отклоняется вот сюда», или «Эта форма имеет вот такой изгиб», или «По отношению к краю бумаги (вертикальному или горизонтальному) данная линия образует вот такой угол» и т.д. Не нужно называть вещи своими именами — это не тот случай.

 


 

5. Когда вы доходите до частей рисунка, которые буквально просятся, чтобы вы назвали их своими именами, например Р-У-К-И или Л-И-Ц-О, старайтесь сосредоточиться на них просто как на абстрактных формах. Можете даже прикрыть рукой или пальцем все, кроме той конкретной линии, которую рисуете в данный момент, а потом последовательно приоткрывать линию за линией или можете поочередно копировать линии в разных частях рисунка.

6. В какой-то момент процесс рисования может заинтересовать или даже заинтриговать вас, как будто вы решаете головоломку. Когда это происходит, вы начинаете рисовать «по-настоящему», то есть окончательно переходите в П-режим и включаете художественное восприятие. Это состояние очень хрупкое, неустойчивое. Например, если кто-то в такой момент войдет в комнату и спросит вас: «Что ты делаешь?», вербальная система может в мгновение ока включиться, и концентрация будет утрачена.

7.Можете с самого начала прикрыть большую часть репродукции листком бумаги и медленно приоткрывать новые части по мере приближения к ним в процессе рисования. Однако имейте в виду: некоторые находят такой прием полезным, но есть и такие, кто считает, что это только отвлекает и мешает.

8.Помните, что все, что вам нужно знать для выявления этого рисунка, находится у вас перед глазами.

Вся информация — перед вами. Не надо усложнять вещи. Это действительно очень просто.

 

А теперь приступайте к перевернутому рисованию.

 

После того как закончили рисовать

Переверните оба рисунка — иллюстрацию в книге и вашу копию — «вверх головой». Я с уверенностью могу предсказать, что вам понравится ваше творение, особенно если раньше вы думали, что совершенно не умеете рисовать.

И еще я могу с уверенностью предсказать, что самые «трудные» части рисунка, в том числе изображенные в ракурсе ноги Стравинского, получились у вас отлично, создавая иллюзию объема. Как так вышло? Дело в том, что вы не знали, что именно рисуете, и рисовали только то, что видели. Это один из ключей к успешному рисованию. То же самое применимо к изображенной в ракурсе лошади немецкого рыцаря.

 

 

 

Логический тупик левого полушария

На рисунках далее представлены две работы одного и того же студента. Сначала этот студент неправильно понял инструкции и скопировал Стравинского в «нормальном» положении, вверх головой. Когда он на следующий день пришел на занятия и показал свой рисунок, ему предложили выполнить то же самое задание, но уже в перевернутом виде. Результат вы видите на втором рисунке.

 

 

 

Казалось бы, то, что рисование в перевернутом виде превосходит «нормальное» рисование, противоречит здравому смыслу. И студент был очень удивлен.

Эта головоломка загоняет логическое левое полушарие в тупик: как объяснить внезапное появление способности хорошо рисовать, когда вербальная система отстраняется от решения задачи? Левое полушарие, которое восхищается хорошо выполненной работой, теперь вынуждено допустить возможность того, что презренное правое полушарие действительно способно к рисованию.

По причинам, которые еще не до конца выяснены, вербальная система, сталкиваясь с перевернутыми изображениями, сразу отказывается от их толкования и наименования. Она как будто говорит: «Я не занимаюсь перевернутыми вещами. В них слишком трудно разобраться и назвать все своими именами, и вообще перевернутый мир— это какая-то чепуха. Зачем мне ломать голову над этим?»

Ну так нам это и нужно! С другой стороны, зрительной системе все равно — перевернуто изображение или нет. Перевернутые изображения даже интереснее, потому что в данном случае П-режим избавлен от вмешательства своего вербального партнера, который слишком часто «торопится с выводами» или, во всяком случае, стремится все называть своими именами.

 

Зачем вы выполняли это упражнение

Таким образом, смысл этого упражнения заключается в том, чтобы избежать столкновения конфликтующих режимов — того самого столкновения, которое вы пережили, рисуя вазу-лица. Когда Л-режим отключается добровольно, конфликт не возникает, и П-режим быстро берет на себя выполнение работы, для которой он хорошо приспособлен, — рисования наблюдаемых образов.

Постижение перехода Л-П

Упражнение с перевернутым рисованием продвинуло вас вперед в двух отношениях. Во-первых, теперь вы помните, что чувствовали после того, как осуществили переключение сознания из Л-режима в П-режим. Качество состояния сознания в П-режиме отличается от состояния сознания в Л-режиме. Любой человек может обнаружить эти различия и научиться замечать переход из одного состояния сознания в другое. Странно, но сам момент перехода из одного состояния сознания в другое всегда остается неосознанным. Например, вы можете понимать, что бодрствуете, а затем обнаруживать себя в состоянии мечтательности, но момент перехода от одного состояния к другому ускользает от вас. Точно так же момент перехода из Л-состояния в П-состояние ускользает от сознания, но как только вы осуществили этот переход, отличие этих двух состояний становится вполне постижимым. Это постижение поможет вам установить сознательный контроль над переключением режимов, в чем и заключается главная цель этих уроков.

Во-вторых, благодаря этому упражнению вы осознали, что переход в П-режим позволяет вам научиться художественному восприятию и, следовательно, научиться рисовать именно то, что вы видите.

Прежде чем обучаться далее, выполните еще хотя бы два перевернутых рисунка. Воспользуйтесь рисунком немецкого рыцаря либо подыщите для копирования любой другой линейный рисунок. Всякий раз, когда вы рисуете, старайтесь осознанно ощутить переход в П-режим, чтобы привыкнуть к пребыванию в этом состоянии.


 Продолжить обучение рисованию



Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4193188/
Категория: Уроки по книге | Добавил: Alex (17 Апр 2009)
Просмотров: 17481 | Комментарии: 33 | Теги: рисование, задания, уроки | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 331 2 »
33  
нарисовал правой рукой с левой стороны а потом той же рукой с правой стороны- выод получился таков, с левой стороны качественней и аккуратней чем с правой

31  
в статье пара очепяток:

- когда работает какое-то одно полушарие – левае Л-режим,

- Как это ни парадоксально, чтобынаучиться рисовать,

29  
эм.....у меня вопрос.....рисовала вазу уже дважды и ни какого чувства при этом не возникает....может, я что-то не поняла и не правильно делаю????

30  
А какое чувство, вы думаете, должно возникнуть? biggrin Это просто линии, которые просто рисовать, а после них еще проще будет рисовать. Упражнение показывает борьбу полушарий, а если нет никаких усилий - тем лучше! Вы уже настроились на подсознание, если можно так сказать. wink
Я при рисовании тоже ничего особенного не чувствовал. Не было озарения, не было прорыва куда-то там в запредельное... а вот перевернутый рисунок - это да! Понравился... Даже после него увереннее стал рисовать. wacko

32  
ага и третий глаз... wacko

25  
Ух, наконец-то закончила урок! Легче всего было рисовать Стравинского, "Сарай..." вывел из терпения, но не сдалась. Хорошо, что выложены ссылки на доп.рисунки, это хорошая практика для начинающих. С остальными рисунками тоже не было особых мучений. Теперь вперёд, к следующему уроку!

28  
Вы, просто молодец!
Даже сарай нарисовали! Никто его еще не рисовал... biggrin

24  
«Где начинается этот изгиб?»
«Насколько глубок этот изгиб?»
«Какова величина этого угла по отношению к краю
бумаги?»
«Какова длина этой линии относительно той, какую
я только что нарисовал?»
«Где точка, соответствующая этой, на противополож
ной стороне — на каком расстоянии от верхнего (или
нижнего) края листа бумаги она находится?»

Именно такие вопросы я себе задавал, когда рисовал и до этого упражнения, видимо для меня это пройденный этап)


27  
Остается только позавидовать. Я где-то также себе бормочу под нос, хотя чаще молча... biggrin

23  
То состояние, которого должны добиться при рисовании вазы, помоему я его добивался уже раньше, совсем не с этим уроком. У меня бывало такое что я не знаю в какую сторону сейчас рисовать. А сейчас оно тоже было, но как-то меньше, но всё же понял что должно произойти

26  
Ну, видимо, всё гениальное можно так или иначе описать, даже процесс творчества, сам момент начала, что здесь и было проделано. biggrin

20  
А если я "нарисовал" в один день "чашу", а все остальное из урока №2 в другой день - это нормально?:)

21  
Нормально! Спешка тут не требуется... Я вот тоже раньше думал - картина за один день должна рисоваться, а еще лучше за пару часов... cry
Но такое редко выходит, а если и выходит, то еще реже хорошо...
Не спешите! А лучше еще порисуйте чего-нибудь из линейных рисунков, перевернув их... Тут в коммах есть примеры и в альбоме тоже...

22  
Понял, сенсей:) Не буду значит торопиться:)

18  
ух..перетрудилась.... wacko

19  
surprised surprised surprised

16  
выполняйте для начала только чисто контурные рисунки - копировать тени не понимая сути - бессмысленно, поэтому автор методики предлагает работу с тенями много позже, после изучения перспективы, для людей уже уверенно управляющихся с карандашом,и после соответствующей лекции, кстати. Правда - я изучала ее и вводила в стандартные программы - там все достаточно грамотно просчитано, не спешите.
Сама на вас вышла - сижу контурные рисунки для первого занятия с новой группой подбираю:)
кстати в разговоры про полушария не верю - но методика работает с измененными состояниями сознания, и работает оч. даже хорошо

17  
А что за методика?
Верить можно, как и не верить... Но ведь как-то это помогает? А это попытка объяснить суть такого восприятия... surprised

15  
Интересный урок. smile Очень здорово. Спасибо. angel1

1-10 11-15
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]