[Школа рисования ]
Главная » Статьи » Уроки » Уроки по книге

Урок №3 "Обходимся без символов: края и контуры"

Урок №3 «Обходимся без символов: края и контуры»

 Детское рисование символами

 Что же мешает человеку видеть вещи достаточно ясно для того, чтобы быть в состоянии нарисовать их.

Левое полушарие не обладает достаточным терпением для столь детального восприятия и фактически заявляет: «Это стул, говорю же тебе. И это все, что тебе нужно знать. Не трудись разглядывать его, потому что у меня для тебя есть готовый символ. Вот он. Если хочешь, добавь несколько деталей, только не утомляй меня разглядыванием».

Откуда же берутся символы? Каждый человек за годы детского рисования разрабатывает собственную систему символов. Данная система закрепляется в памяти, и символы с готовностью откликаются, как только вы обращаетесь к ним, — как это происходит, когда вы пробуете нарисовать по памяти свой детский пейзаж. Символы также готовы откликнуться, когда вы рисуете, например, лицо. Знающее свое дело левое полушарие говорит: «О да, глаза. Вот тебе символ для глаз, тот, которым ты всегда пользовался. Нос? Пожалуйста, вот как его надо рисовать». Рот? Волосы? Ресницы? Символы есть для всего перечисленного. Есть символы также и для стульев, столов, рук.

Подведем итог: взрослые учащиеся, начинающие заниматься изобразительным искусством, как правило, по-настоящему не видят того, что находится перед их глазами, то есть у них нет того особого восприятия, которое необходимо для рисования. Они бросают взгляд на то, что находится перед ними, и быстро переводят восприятие на язык слов и символов, опираясь преимущественно на сформированную в детстве систему символов и на то, что они знают о наблюдаемом объекте.

Как разрешить эту дилемму? Психолог Роберт Орнштейн утверждает, что для того, чтобы рисовать, художник должен отражать предметы подобно зеркалу, воспринимать их точно такими, каковы они есть. Таким образом, вы должны выключить доминирующий Л-режим вербальных категорий и включить ту часть мозга, которая работает в П-режиме, чтобы вы могли видеть так, как видит художник.

Несомненно, ключевой вопрос состоит в том, как осуществить это переключение Л -> П. Наиболее эффективный способ — поставить перед мозгом такую задачу, которую левое полушарие не сможет или не захочет решать. Вы уже познакомились на опыте с некоторыми подобными задачами: рисунки вазы-лиц, перевернутое рисование. И вы уже в некоторой степени начали испытывать и узнавать измененное состояние режима правого полушария. Вы уже понимаете, что, находясь в этом чуть ином субъективном состоянии, вы способны ясно видеть и лучше рисовать.

Вспоминая свои опыты рисования, пережитые с тех пор, как вы начали читать эту книгу, и опыты пребывания в измененных состояниях сознания, с которыми вы, возможно, сталкивались в связи с другого рода деятельностью (движением по автостраде, чтением и т. д., которые были упомянуты в первой главе), еще раз подумайте об особенностях этого слегка измененного состояния. Важно, чтобы вы продолжали развивать в себе скрытого Наблюдателя и научились распознавать это состояние.

Давайте еще раз рассмотрим особенности П-режима.

Во-первых, возникает ощущение остановки времени. Вы не осознаете хода времени, то есть не следите за ним.

Во-вторых, вы не обращаете внимания на произносимые слова. Возможно, вы слышите звуки, но не расшифровываете значение слов, стоящих за этими звуками. Если кто-то обращается к вам, требуется большое усилие, чтобы перенестись назад, опять начать мыслить словами и дать ответ. Кроме того, все, что вы делаете, кажется вам чрезвычайно увлекательным. Вы внимательны, сосредоточенны и чувствуете свое единение с предметом, на котором сконцентрировано ваше внимание. Вы полны энергии, но спокойны; вы активны, но не испытываете тревоги. Вы уверены в себе и чувствуете, что способны выполнить задачу. Вы мыслите не словами, а образами, и, особенно во время рисования, ваши мысли прикованы к наблюдаемому объекту. Это очень приятное состояние. Выходя из него, вы чувствуете себя не утомленным, а, наоборот, бодрым.

Теперь нашей задачей будет более четкая фокусировка этого состояния и еще большее подчинение его сознанию, чтобы извлечь пользу из величайшей способности правого полушария обрабатывать зрительную информацию и усилить свою способность сознательно осуществлять переключение сознания в П-режим.

Чтобы получить доступ к П-режиму, мы использовали рисунки вазы-лиц и перевернутые рисунки. Теперь мы испробуем другую, более решительную стратегию, которая обеспечит основательное переключение сознания.

 

Контурное рисование Николаидиса

 Следующее упражнение называется «чистым контурным рисованием», и вашему левому полушарию оно наверняка не понравится. Данный метод, предложенный известным преподавателем изобразительного искусства Кимоном Николаидисом в книге «Естественный путь к рисованию», выпущенной в 1941 году, широко применяется преподавателями изобразительного искусства. Наше знакомство с тем, как мозг распределяет рабочую нагрузку, создаст концептуальную основу для понимания того, почему чистое контурное рисование является эффективным методом обучения. При написании своей книги К. Николаидис, по-видимому, полагал, что причина, по которой метод чистого контурного рисования улучшает навыки рисования у учащихся, состоит в том, что этот метод заставляет учащихся использовать два вида восприятия — зрение и осязание. Николаидис рекомендовал ученикам представлять, будто они прикасаются к форме, которую рисуют. Сейчас же кажется более вероятным, что этот метод работает потому, что левая половина мозга отказывается от обработки медлительного, изобилующего мелкими подробностями, сложного восприятия построенной на пространственных связях и соотношениях информации, тем самым позволяя мозгу переключиться на обработку информации в П-режиме. Иначе говоря, чистое контурное рисование не соответствует левомозговому стилю; оно соответствует стилю правой половины мозга, а это как раз то, что нам нужно.

 

Использование чистого контурного рисования для блокировки системы символов

 

Примеры чистого контурного рисования представлены в самом низу страницы.

 

Что вам понадобится

• Несколько листов бумаги. Сложите их стопкой, чтобы мягче было рисовать

• Заточенный карандаш

• Будильник или таймер

• Примерно тридцать минут времени

 

Что вы будете делать

 Прежде чем приступать к работе, пожалуйста, внимательно прочитайте все инструкции.

1. Посмотрите на свою ладонь левой руки, если вы правша, или правой, если вы левша. Немного согните пальцы, чтобы на ладони образовалось множество складок и морщинок. Именно эти складки вы и будете рисовать! Я почти слышу ваше недоумение: «Вы шутите? Да бросьте!»

2. Сядьте поудобнее, положив на бумагу, на которой будете рисовать, «рабочую» руку, держащую наготове карандаш. Теперь отложите карандаш и закрепите скотчем бумагу в таком удобном для вас положении, чтобы она не смещалась во время работы.

3. Установите таймер на 5 минут. Так вам не нужно будет следить за временем (слежение за временем - функция Л-режима).

4. Теперь, положив руку с карандашом на лист, отвернитесь туловищем от стола и посмотрите на ладонь другой руки. Обязательно обопритесь второй рукой на что-нибудь — на спинку стула или колено, — потому что вам придется оставаться в таком достаточно неловком положении все 5 минут. Помните: начав рисовать, вы не должны поворачиваться к своему рисунку, пока не истечет время (см. рис.).

 

 

 

5. Выберите какую-нибудь морщинку на ладони и смотрите на нее. Начинайте рисовать этот контур. Медленно, миллиметр за миллиметром, двигаясь взглядом по линии на руке, карандашом фиксируйте то, что видите. Если линия меняет направление, карандаш тоже меняет направление. Если линия пересекает другую линию, медленно исследуйте взглядом эту новую информацию, а карандаш в это время регистрирует каждую деталь. Важное замечание: карандаш фиксирует на бумаге только то, что вы видите — не больше и не меньше, — и в тот самый момент, когда вы это видите. Ваша рука с карандашом работает подобно сейсмографу, чутко реагирующему на ваши реальные восприятия.

Искушение повернуться и посмотреть на рисунок может быть очень сильным. Не поддавайтесь ему! Не отводите глаз от ладони.

Точно согласовывайте движение карандаша с движением глаз. Глаза или рука с карандашом могут попытаться ускорить движение, но не допускайте этого. Вы должны фиксировать каждую точку в то самое мгновение, когда смотрите на нее. Не останавливайтесь во время рисования, продолжайте двигаться в медленном, равномерном темпе. Поначалу вы можете ощущать неловкость или неудобство (некоторые учащиеся сообщают о появлении внезапной головной боли или приступе паники).

6. Не поворачивайтесь к своему рисунку, пока не зазвонит будильник, сообщая, что время истекло.

7. И самое главное, пока не зазвонит будильник, вы должны рисовать, не останавливаясь.

8. Если вы слышите внутри себя возражения со стороны вербального режима («Зачем я это делаю? Это же глупость какая-то! Не может рисунок получиться хорошим, если я даже не вижу, что делаю»), проявите стойкость и продолжайте рисовать. Протесты со стороны левого полушария прекратятся, и ваш разум успокоится. Вы будете очарованы удивительной сложностью объекта, который видите, и почувствуете, что погружаетесь все глубже и глубже в эти хитросплетения. Пусть так и будет. Вам нечего бояться, не о чем тревожиться. Ваш рисунок будет прекрасным выражением вашего глубокого восприятия. Нас не волнует, будет ли рисунок похож на руку. Нам нужна регистрация вашего восприятия.

9. Когда «болтовня мыслей» затихает и вы с головой погружаетесь в сложные детали рисуемого объекта, наслаждаясь его красотой, это означает, что вы полностью перешли в визуальный режим и рисуете «по-настоящему».

10. Когда будильник зазвонит, повернитесь к своему рисунку.

 

После того как закончили

Теперь вспомните, что вы чувствовали в начале чистого контурного рисования, и сравните это ощущение с тем, что чувствовали позже, когда глубоко погрузились в процесс. На что похоже это второе состояние? Вы утратили чувство времени? Вы пришли в восторг, от того, что увидели? Когда вы еще раз вернетесь в змененное состояние сознания, вы узнаете его?

Глядя на свой рисунок, вы, возможно, скажете: «Что за неразбериха!» Но присмотритесь внимательнее, и вы увидите в нем красоту. Разумеется, руки как таковой на рисунке вы не разглядите, одни только детали и детали деталей. Вы нарисовали сложные контурные линии на основе их непосредственного наблюдения. Это не какие-нибудь быстрые, абстрактные, символические отображения складок на вашей ладони. Они чрезвычайно точны, невероятно сложны, запутанны и абсолютно конкретны, а это вам сейчас и нужно. Я полагаю, что эти рисунки являются визуальными свидетельствами правомозгового состояния сознания. Как заметила по поводу увиденных впервые чистых контурных рисунков моя подруга, писательница Джуди Маркс, «никто, находясь в "левом" уме, не нарисовал бы так!»

 

Зачем вы выполняли это упражнение

 Самой важной причиной выполнения этого упражнения является то, что чистое контурное рисование заставляет Л-режим самоустраниться от решения задачи, позволяя вам без труда переключиться в П-режим. Возможно, столь продолжительное и детальное рассмотрение узко ограниченной, «бесполезной» и «скучной» информации — информации, которая к тому же не поддается вербальному описанию, — несовместимо с образом мышления в Л-режиме.

 

Заметьте, что:

• Вербальная система может какое-то время возражать и бунтовать, но постепенно она смиряется, предоставляя вам полную свободу в рисовании. Вот почему я просила вас продолжать рисовать, пока не зазвонит будильник.

• Линии, которые вы рисуете в П-режиме, отличаются (зачастую они красивее) от линий, выполняемых в более привычном для вас Л-режиме.

• Объектом чистого контурного рисования может быть что угодно: птичье перо, кусок древесной коры, прядь волос. Как только вы переключаетесь в П-режим, самые ординарные вещи начинают казаться необыкновенно красивыми и интересными. Помните, с каким изумлением в раннем детстве вы рассматривали крошечных насекомых или ромашку?

 

Парадокс упражнения с чистым контурным рисованием

По не совсем понятным причинам чистое контурное рисование является одним из ключевых упражнений в процессе обучения рисованию. В этом заключен определенный парадокс: хотя само по себе упражнение не приводит к созданию «хорошего» рисунка (с точки зрения учащихся), оно, как никакое другое, помогает им хорошо рисовать впоследствии. Однако еще более важным представляется то обстоятельство, что в процессе выполнения данного упражнения в вас оживают детская непосредственность, способность удивляться и умение открывать красоту в самых обыкновенных вещах.

 

Возможное объяснение

Судя по всему, в обычных условиях Л-режим и П-режим делят обязанности между собой: Л-режим, высматривая различные детали, старается поскорее распознать объект наблюдения, чтобы затем дать ему имя и отнести к определенной категории, в то время как П-режим бессловесно воспринимает всю конфигурацию целиком и смотрит на то, как части объекта складываются между собой — и складываются ли они вообще.

Например, при рассмотрении руки ногти, складки, морщины — это все детали, а сама кисть — это общая конфигурация. Такое «разделение труда» между разными частями мозга помогает нам в повседневной жизни. Однако при рисовании руки вы должны уделять равное внимание — визуальное — и общей конфигурации, и деталям, и тому, как они складываются в единое целое. Чистое контурное рисование может служить своего рода «шоковой терапией» для мозга, заставляя его работать иначе.

Как мне кажется, чистое контурное рисование вынуждает Л-режим сдаться и отступить на второй план. Как я уже отмечала, Л-режим отказывается от этой работы, возможно, просто потому, что она слишком уж монотонная и скучная. («Я уже понял, что это складка, н сказал тебе об этом. Они все одинаковые. Сколько можно на них пялиться?») Вполне возможно, что как только Л-режим отключается, П-режим начинает воспринимать каждую складку — которые в обычных условиях рассматриваются как незначительная деталь — как целостную конфигурацию, составленную из еще меньших деталей. Затем каждая деталь сама становится цельным, самодостаточным образом, составленным из еще меньших деталей, и т. д. Так вы проникаете все глубже и глубже в эту бесконечно сложную путаницу линий. Здесь, как мне кажется, есть некая схожесть с феноменом фрактала, где каждый узор конструируется из меньших узоров, которые, в свою очередь, составлены из еще меньших узоров, и так до бесконечности.

 

В чем важность чистого контурного рисования

Какой бы ни была истинная причина, могу уверить вас, что чистое контурное рисование навсегда изменит ваши способности к восприятию окружающего мира. С этого момента вы начнете видеть вещи такими, какими видит их художник, и ваши навыки наблюдательности и рисования быстро пойдут в гору.

Посмотрите на чистый контурный рисунок руки еще раз и оцените качество линий, созданных в П-режиме. Это не те быстрые, легкие, стереотипные линии, что вы рисуете в Л-режиме. Это линии, в точности отражающие ваше восприятие.

В следующем упражнении мы соберем воедино все, чему вы научились до сих пор, и займемся «настоящим» рисованием.

 

Студенческая выставка:

записи измененного состояния

Ниже представлено несколько примеров чистого контурного рисования, выполненных студентами. Что за странные и чудесные художества! Неважно, что на некоторых рисунках рука не очень-то похожа на руку, — этого следовало ожидать.


 

 

 Мы займемся общей конфигурацией руки в следующем упражнении — модифицированном контурном рисовании. При чистом контурном рисовании мы заботимся главным образом о качестве штрихов и их характере. Эти штрихи, эти живые иероглифы являются записью наблюдений.

Нигде на этих рисунках вы не обнаружите легковесных, лихих, стереотипных штрихов, характерных для небрежной, стремительной, символической обработки наблюдений в Л-режиме. Вместо этого вы видите сочные, глубокие, интуитивные штрихи, отражающие восприятие объекта таким, каков он есть, каким он существует перед вами, — штрихи, которые очерчивают сущность объекта. Слепые пловцы прозрели! И, прозрев, нарисовали.

Если вам не удалось с первой попытки чистого контурного рисования осуществить переход в П-режим, проявите терпение. Возможно, у вас просто очень упрямая вербальная система. Советую вам не оставлять попыток. Можете попробовать выполнить это упражнение со скомканным листом бумаги или другим сложным объектом по вашему усмотрению. Студентам порой удается преодолеть сопротивление вербального режима только со второй или третьей попытки. Попробуйте также установить таймер не на пять, а на восемь или даже десять минут. В первое время для перехода в П-режим вам может потребоваться больше времени. Впоследствии для перехода в «высшее состояние», как писал Роберт Генри, вам достаточно будет просто начать рисовать.

 

Прежде чем мы перейдем к следующему этапу, модифицированному контурному рисованию, давайте разберемся с важной концепцией краев.

Первый навык: восприятие краев

Чистое контурное рисование познакомило вас с первым из основных навыков рисования — восприятием краев. В рисовании термин «край» имеет особое значение, отличное от обычного определения края как границы или очертания.

В рисовании край — это место, где соприкасаются два объекта. Например, на чистом контурном рисунке, который вы только что выполнили, краем была складка на ладони как место соединения двух участков плоти, меющих общую границу. Эта общая граница на рисунке изображается линией (ее еще называют контурной линией). Таким образом, в рисовании любая линия контурная линия, или попросту контур) всегда представляет собой границу одновременно двух объектов, то есть общий край. Эту концепцию хорошо иллюстрирует ваза-лица. Линия, которую вы рисовали, была одновремено краем лица и краем вазы.

Итак, еще раз: в рисовании всякий край — это всегда общая граница.

Этот важный момент иллюстрируется детской составной картинкой, представленной на рисунке.

 

Край лодки является одновременно краем воды. Парус имеет общий край с водой и с небом. Иначе говоря, вода заканчивается там, где начинается лодка, — на их общей границе. Вода и небо заканчиваются там, где начинается парус, — на их общих краях.

Заметьте также, что внешний край этой картинки — рамка, или формат, внешняя граница композиции — одновременно является внешним краем формы неба, формы земли и формы воды.


 

Напоминание о пяти основных навыках рисования

Начав работать над восприятием краев, давайте вспомним остальные четыре навыка и как все пять частей складываются в целостный навык рисования:

1. Восприятие краев (общих краев контурного рисунка).

2. Восприятие пространств, называемых в рисовании негативными пространствами.

3. Восприятие соотношений (перспективы и пропорций).

4. Восприятие света и тени (или светотени).

5. Восприятие целого (гештальта, сущности объекта).

 Продолжить обучение рисованию



Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4193188/
Категория: Уроки по книге | Добавил: Alex (27 Апр 2009)
Просмотров: 10391 | Комментарии: 14 | Теги: контуры, рисование, уроки рисования | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 14
13 Art  
В статье найдена очепятка

- в змененное состояние сознания

14 Sako  

11 светлая3892  
Прочитала урок и не поняла,зачем несколько листов бумаги и 30 минут,если упражнения выпосняется только 5 минут.Объясните.Может невнимательно прочитала урок7

12 Alex  
Можно и несколько раз данный урок выполнить, а лишняя бумага - для мягкости... 30 минут? Действительно! Странно, а я даже как-то не обратил на это внимание... Видимо, дается еще время на подготовку, и завершающий анализ с синтезом.

9 Renel  
Интересное ощущение. Состояние отрешенности, жаль ненадолго. Кстати, только подумала, когда время закончится, через несколько секунд прозвенел будильник sad Выходит, Л-режим все держит под контролем.

10 Alex  
Учишься видеть! И этим многое сказано - переход от обозначения реальности к самой реальности. Кому-то хватает и символов, но а нам этого недостаточно, мы желаем объять действительность и запечатлеть её прекрасные моменты.
Через призму своего сознания, конечно! biggrin

7 volf190  
Я вначале нарисовала все линии быстро, в жизни от нас это треб в первую очередь. Ну дальше время идет - ладно, будем разбираться. А потом и не поняла, что кончилось.

8 Alex  
Вот-вот! Скорость. Но это не на скорость упражнение, скорее на укрощение скорости. Медленное рисование. smile
Но будем продолжать - книгу я купил, так что продвигаюсь потихоньку, с монитора все же не очень удобно было... smile

5 АЛИСА  
На самом деле получилось здорово, конечно рука в целом не похожа на себя, но отдельные фрагменты просто супер!!! Линии на ладони совпали и большой палец прямо как настоящий!. Мне понравилось))))

6 Alex  
А сможете показать, что у вас получилось? biggrin Что-то у меня и не рука, и не пальцы... sad

4 Mad  
во-во! а лучше глаза себе завяжите, а лист с каляками перед просмотром сожгите, так надежней

3 Alex  
Можно это даже назвать - карандашной медитацией. biggrin

1 Sako  
по ходу - сложновато будет! cool

2 Alex  
главное увлечься, не спешить... прочувствовать переход в творчество... мне понравилось - необычное ощущение, сначало страшно, а как убедишь себя, что оценки никто не ставит, никто не раскритикует, что это нужно для моего же развития, - так отпускает и рисуешь помаленьку... dry

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]